Пояснительная записка.
В своих методических разработках я с удовольствием открываю вам секреты своей творческой лаборатории, основанные на опыте работы. В качестве примеров привожу образцы работы моих воспитанников, обучающихся студии «Ателье мод» Дома детского творчества Кожевниковского района, Томской области.
Вам никогда не бывало тоскливо оттого, что вроде бы и деньги есть, а купить нечего? Так похожи вещи на рынках, в магазинах, у прохожих... А если вдруг надо выбирать подарок, просто теряешься: хочется чтобы он был и оригинальным, и красивым, и по приемлемой цене, и, главное,— передавал ваше личное от¬ношение к человеку. Вот тут-то и начинаешь думать, как бы его сделать самому. Работы хранят тепло рук творца, не зря же говорят, что каждый автор создает свой автопортрет.
Пусть вас не смущает отсутствие навыков: техника — дело наживное. Для начала можно попытаться скопировать работу мастера. Ничего плохого в этом нет. Даже признанный гений Сальвадор Дали говорил, что «из тех, кто не хочет ничему подражать, ничего не выходит». Кроме того, двух одинаковых работ никогда не бывает.
Используя рассмотренные в рекомендациях приемы, можно самостоятельно создавать оригинальные работы из ткани. Вам предлагается описание изготовления панно из ткани: от эскиза до рамки, советы по использованию различных материалов и аксессуаров.
Если вы затрудняетесь подобрать к понравившемуся образцу похожие ткани — не огорчайтесь, придумайте свою «версию», свое цветовое решение. Это придаст работе дополни¬тельный интерес, и у вас будет возможность самостоятельного творческого поиска. Главное — это суметь «увидеть» ткань, найти интересные и верные цветовые сочетания.
Разработки содержат следующие материалы:
1 – Методические рекомендации «Картины из панно: от эскиза до рамки».
2 – Методическая разработка занятия «Декоративная отделка с использованием ленточек и остатков шелковой ткани»

Методические рекомендации:
КАРТИНЫ ИЗ ТКАНИ (панно): ОТ ЭСКИЗА ДО РАМКИ.


Если вы точно представляете, что хотите сделать, если картина уже сложилась в вашем воображении, значит, половина дела сделана. Придумать — сложнее всего! Набросайте рисунок — эскиз в карандаше, определив точные размеры будущей аппликации. На наш взгляд, удобнее сначала сделать маленький подготовительный рисунок и разобрать во всех подробностях придуманную картину. А когда все будет вас устраивать, нарисуйте основной эскиз в размер работы с детальной проработкой всех фрагментов.

1 этап. Подготовительный эскиз.



Эскиз, выполненный на плотной бумаге, станет основой для выкроек. По нему вы будете проверять и правильность раскладки ткани. Пусть на первый раз это будет что-то не очень большое, примерно 20-30 см, простое по сюжету и не перегруженное деталями и планами, например, ваза с цветами, дерево или традиционный домик. Важно, что это ваш собственный творческий труд по созданию эскиза. Определите основные цветовые и тональные отношения, про¬думайте, какая часть картины должна быть самой яркой и активной, а какая останется вспомогательным вторым планом.
Работая по чужому эскизу, вы должны перевести его по клеткам в нужный вам размер.
Для этого сделайте с оригинала кальку и расчертите ее на квадраты, начиная от середины к краям рисунка. Чем сложнее рисунок, тем мельче должны быть квадраты. Затем возьмите лист кальки, пропорциональный формату оригинала, и также расчертите его на квадраты, увеличив их, соответственно, в два-три и более раза. Пронумеруйте сетку квадратов, чтобы не запутаться. Переносите рисунок, смотря на кальку с оригиналом и заполняя им соответствующие увеличенные квадраты. Если вас не устраивает качество рисунка, сделайте несколько копий, накладывая новые листы кальки на свой первоначальный вариант. Наконец, добившись совершенства, снимите копию с удавшейся вам кальки и раскроите ее на фрагменты по деталям картины.

2 этап. Подбор ткани.

Самый ответственный момент (хотя он иногда способен растянуться на дни и недели) — это подбор тканей. Здесь, помимо цвета, приходится учитывать и сочетание ткани по фактуре, стилю, характеру. Иногда пленивший вас материал так активен сам по себе, что просто не способен принимать участие в создании картины — он слишком много будет брать на себя.
Если в ярком натюрморте могут соседствовать контрастные по цвету ткани, то в небольшом пейзаже этот контраст будет очень резким. Ткани, близкие по тону, помешают друг другу полноценно проявить свою индивидуальность и создадут скучный кусок на картине. Конечно, нет единого рецепта идеального подбора материала, как невозможно и живописцев заставить писать картины, пользуясь одной палитрой. Да это никому и не нужно! Мы можем только предостеречь начинающих аппликаторов от некоторых традиционных первоначальных ошибок! Аппликация — искусство яркое, декоративное, веселое, но реально с его помощью создавать и тонкие, поэтичные работы. Все зависит от вашего вкуса и характера.

Обработка тканей.

Собранная вами коллекция лоскутов должна быть достаточно обширна, чтобы начать заниматься аппликацией всерьез. Бывает очень обидно, когда работа созрела в вашем воображении, представляются все детали, но вы вдруг понимаете, что нет подходящей ткани. Тогда есть два пути. Первый — вы несетесь в магазин тканей и долго ищете подходящую, а ее при всем разнообразии выбора может и не оказаться! И второй путь — вы еще раз внимательно обследуете свои запасы и решаете, что наиболее близко подходит к воплощению вашей идеи. Обработав старые ткани соответствующим образом, есть шанс получить нечто новое и удивительное. Покрасить, изменить фактуру, плотность, задрапировать, состарить ткань вы сможете.

Возможности тканей.

Свойства материи всегда предоставляли богатые возможности для работающих с ней портных, модельеров, кукольников, дизайнеров и аппликаторов. Старинные вышитые гобелены и расшитые золотом обложки фолиантов, парадные придворные костюмы и аксессуары становились произведениями прикладного искусства. Перед вами большой выбор приемов использования цвета, фактуры, узоров ткани. Воспользуйтесь этими предложениями и попробуйте создать свой мир аппликации из ткани.

Тесьма, ленты, пуговицы, бусы.

Чтобы обогатить работу, наполнить ее деталями, сделать насыщеннее мелкими «подробностями», пользуйтесь различными вариантами отделки. В ход пойдут и традиционная тесьма, и кружево, и самые необычные аксессуары: игрушки из «киндер сюрприза», брошки и за¬колки, камушки и ракушки. Советуем собрать по дому всю эту «кучу» отслуживших свое и, казалось бы, ненужных мелочей и держать их под рукой в своем аппликационном хозяйстве.

3 этап. Подбор фона, раскрой деталей, шитьё.

Подготовьте натянутый на соответствующий подрамник холст-основу. Выберите ткань, которая будет основным фоном или задним планом к пейзаже, и наколите ее булавками на холст, равномерно растягивая от центра к краям работы: Важно, чтобы фон был натянут в той же степени, что и холст. Если вы "перетянете» фон, то при пришивании деталей будет возникать зазор между фоном и холстом и мелкие детали могут «съежиться». Недотянутый фон смотрится неровным и небрежным, собирается в складки. Края фона необходимо прикалывать, а затем пришивать по периметру, сделав подгиб 0,5-1 см. чтобы край работы выглядел аккуратно. Если же вы не хотите делать рамку, то ткань фона должна перекрывать боковые стороны подрамника. Фон значит в работе очень многое! Он задает настроение, определяет цветовые и тональные отношения для всех остальных тканей, ограничивает пространство картины или добавляет ей «воздуха» (рисунок 1,2). Иногда работа не задается именно из-за неправильно выбранного фона, и приходится менять его, когда уже все детали скроены и выложены.


рисунок 1



рисунок 2. Работу выполнила Енгоян Зварта


Интересен фон в виде корзиночного плетения (рисунок 3): нарежьте полосы из тесьмы, равные длине и ширине рамки. Количество полос зависит от ее размера. Короткие отрезки расположите один под другим и перестрочите непрерывной строчкой по одной из сторон. Длинные уложите и перестрочите точно так же. Переплетите свободные короткие и длинные концы между собой по принципу штопки и скрепите строчкой по краям.


рисунок 3


Выкройка.

Итак, фон идеально натянут, ткани для всех основных фрагментов подобраны. Вы приступаете к изготовлению выкроек на все детали картины. Необходимо учесть, что аппликация выкладывается подобно мозаике, но ее части соединяются не встык, а с наложением последующего слоя на предыдущий. Так, если вы кроите три куста один за другим, то у 1-го и 2-ю будут части, пере¬крытые третьим, верхним и более ближним. Значит, и кроить нижние кусты нужно с при¬пуском. Те же части деталей, которые остаются на первом плане и ничем не перекрыты, кроятся с припуском на подгиб в 0,3-0,5 мм. Подгиб приметывается по рисунку выкройки, а затем отпаривается, и при¬меточная нить выдергивается.



Очень часто приходится переводить узкие полосы или сложные мелкие детали. Чтобы сделать это точнее, рекомендуем следующий способ: наложите кальку с выкройкой на ткань, сколите их булавками и, придерживая левой рукой, правой легко «набивайте» границу кальки круглым мелком. Сколите выкройку — и у вас на ткани останется четкий рисунок нужной вам извилистой ветки дерева, птичьих перьев или зубчатой крепостной стены.
И еще совет: удавшиеся вам выкройки переводите на плотную бумагу и храните в от¬дельной папке вместе с маленькими набросками к работам. Возможно, вам захочется сделать другой вариант картины, изменив цвет или фактуру использованных материалов.
Когда все детали работы выкроены, выложи¬те их последовательно на фоне, справляясь с первоначальным эскизом. Проверьте себя еще раз, может быть, вы хотите что-то изменить? Аппликация хороша тем, что допускает бесконечное количество проб и ошибок — вы легко можете поменять любую, даже пришитую деталь работы. Так что не бойтесь ошибаться — все можно исправить!

Шитье.

Все панно, натянутые на подрамник, приходится пришивать вручную. Края выкроенных деталей должны быть обметаны, обклеены или пришиты с подгибом. Детали сначала нужно приколоть булавками или приметать к фону.
Убедившись, что кардинальных изменений в работе вы уже не будете делать, начинайте пришивать фрагменты к фону.
Основной шов самый обычный — вперед иголкой. Но детали работы, наложенные в несколько слоев, часто становятся толстым и жестким слоем. Тогда применяется способ шитья, подобный вышивке — каждый стежок прошивает работу насквозь и выходит с изнанки под прямым углом.
Шить в таких случаях проще двумя руками, держа правую на лицевой, а левую с изнаночной стороны работы, под подрамником. Когда игла проходит снизу на лицевую сторону, нужно придерживать пришиваемую деталь правой рукой. Иначе она может сместиться. Старайтесь пользоваться наперстком, чтобы предохранить правую руку от неожиданных предательских уколов снизу.
Шейте, меняя нитки в соответствии с цветом каждой новой детали. Делать это удобнее от центра к краям работы, постоянно следя, что¬бы ткань оставалась зафиксированной на своем месте, и расправляя ненужные складки.
На многослойных работах два-три слоя прошиваются вместе. Например, в букете достаточно прошить и зафиксировать основную ткань по краям, а затем, нашивая отдельные группы цветов, вы прошьете заодно с ними и фон в середине. Отдельный цветок может быть закреплен только в центре, когда вы пришьете украшающую его сердцевину — пуговицу или бусину.
С лицевой стороны на тонких тканях шов не должен превышать 1 мм, с изнанки же не более 5 мм. Фон и крупные фрагменты пришиваются швом в 0,5-1 см. Мелкие детали пришивать или приклеивать на уже готовую картину.
Если вам трудно закрепить конец нити на лицевой стороне работы, протяните ее на изнаночную сторону и оставьте незакрепленной до окончания работы.Когда работа будет сделана, легче закрепить нить на изнаночной стороне.
Старайтесь делать поменьше узелков — на тонких тканях они могут быть заметны, а вам нужно создать впечатление «нерукотворности» аппликации. Меняя нитку, связывайте ее узелком с предыдущей, чтобы не фиксировать ее лишний раз. Не обрезайте нить у узелка.
Переведите ее конец на изнаночную сторону работы и закрепите еще раз.
Бывает, что в процессе нужно еще раз прогладить уже пришитую деталь. Так как рядом могут оказаться детали из различных тканей, требующих более бережного проглаживания, постарайтесь делать это маленьким утюжком только по нужной ткани.
Под подрамник для глажения подложите жесткую плоскость, равную толщине доски подрамника. При глажении большим утюгом заложите соседние фрагменты толстой тканью, чтобы они не сгорели.
Отдельные детали неплохо присборивать, обметывать, простегивать на машинке. Но сочетание с машинным шитьем выдержит не всякая работа. Об этом надо задуматься, начиная процесс создания картины. Характер работы, стиль и впечатление, которое она на вас производит, зависят не только от выбора цвета, тканей и ком¬позиции, но и от того, как полотно сшито.

4 этап. Подбор и приготовление рамки для панно.

Готовая картина может быть оформлена по-разному: рамой из багета, тесьмой, веревкой, макраме или тканью. Удобно, конечно, начинать работу, купив подрамник и к нему под размер готовую раму. Но не всякой аппликации подойдет рама, сделанная под живопись или графику. Поэтому в основном приходится изобретать индивидуальные способы окантовки панно из ткани.

Обрамление мягких панно.

Законченную работу можно снять с подрамника и сделать из нее мягкое панно. Работа пристрачивается по периметру на плотную основу, скроенную с прибавкой на ширину будущей рамки. Важно при¬шить работу с такой же степенью натяжения всех фрагментов, что и на подрамнике. Иначе ваш труд будет напрасен. Затем из ткани для рамки выкраиваются прямые полосы. Длина каждой равна длине стороны работы плюс 5-8 см на подгиб. Ширина полосы — это двойная ширина рамки плюс прибавка подгиб 3-5 см.
Если ткань для рамки достаточно тонкая, она дублируется флизелином, проложенным между рамкой и тканью основы.
Флизелин кроится полосами в одну ширину рамки с прибавкой только на шов по длине на 1,5 см.
Полоса накладывается лицевой стороной к лицу полотна и по линии, размеченной линейкой, пристрачивается изнаночной стороной к границе края работы и плотной основы.
Шов должен пройти так, чтобы по краю работы прикрылись все возможные небрежности. На полосе рамки снизу и сверху делается подгиб и отпаривается утюгом.
Рамка отпаривается или отглаживается по шву и подгибается за край основы, охватывая его. Подгиб по краю отпаривается, но не прошивается. С изнанки на полосе делается подгиб, которым отпаривается и приметывается к изнаночной стороне основы.
Рамка пришивается по подгибу с изнанки. Шов не должен выходить насквозь на работу.
Так пришиваются две параллельные полосы. Две перпендикулярные также настрачиваются на работу и основу и подгибаются сверху и снизу, закрывая подгибом торцы двух остальных сторон рамки. На углах рамки будут пересекаться под 90°.
Можно настрочить две полосы и пришить перпендикулярные им, заложив на углах скос под 45°.
Такие мягкие рамы обычно не требуют сложной отделки. Но подобрать саму ткань для рамы к картине нужно так, чтобы она поддерживала работу своим цветом и тоном и организовывала пространство работы. Можно дополнить раму полосой тесьмы.

Рамка из картона и ткани

Предлагаемое изделие (рис. 1) подойдет для обрамления панно из ткани, ниток, пластмассы. Для него потребуются картон, гладкокрашеная или набивная хлопчатобумажная ткань, клей ПВА, угольник, карандаш, нож, линейка, ножницы.
Прежде чем приступить к изготовлению рамки, определяют ее размеры, учитывая, что она закроет изделие по краям на 0,5 см. Затем вырезают два одинаковых прямоугольника из картона и один из ткани, превышающий картонные на 4 см. На заготовки из картона наносят размеры внутреннего поля (рис. 2). При этом одно должно быть на 1 см больше другого. Вырезают их. На картонку с меньшим внутренним полем наносят ровный слой клея и накладывают ее на изнаночную сторону заготовки из ткани (рис. 3). Проверяют, нет ли на лицевой стороне последней складок, перекоса нитей. Срезают уголки ткани, а внутреннее поле разрезают по диагоналям. На образовавшиеся треугольники наносят клей и. слегка натянув их, приклеивают к обратной стороне картонки. Лишний материал срезают (рис. 4).
На вторую заготовку из картона также наносят клей и прижимают ее к обратной стороне первой (см. рис. 5). После этого на выступающие за картон полоски ткани наносят клей и приклеивают их к обороту рамки (см. рис. 6). Помещают ее между листами кальки и кладут под пресс для высыхания. На готовую рамку можно нашить пуговицы или украсить ее какими-либо иными деталями. Вместо ткани можно использовать цветную бумагу.
Если для оформления изделия потребуется рамка больших размеров, то сначала для нее делают планки, а затем из них собирают рамку, наклеив их на какую-либо основу (рис. 7).


рисунок 1



рисунок 2



рисунок 3, 4



рисунок 5, 6, 7



рисунок 8. Образец рамки из картона


Жесткие рамки.

Деревянная багетная рама часто продается необработанной.
Чтобы довести ее до «ума», пройдитесь по ней тонкой шкуркой, стесав все мелкие зазубрины. Стряхните крошки и еще раз пройдитесь по раме, но уже мягкой суконкой. Рамку можно покрыть морилками (лучше морилки на спиртовой основе), мастикой для пола (от бесцветной до цвета темного дерева), клеевой краской — гушью или акварелью, чтобы подобрать цвет к работе. После окрашивания рамка покрывается лаком. Надо учесть, что под лаком краска потемнеет. Можно покрасить рамку темным красителем, затем пройти по ней бронзовой или серебряной краской, дать ей высохнуть и протереть грубой шкуркой. Вы получите эффектную, мерцающую фактуру. Оригинально прокрасить рамку несколькими цветами, счищая каждый раз часть предыдущего слоя краски. Тогда она приобретет вид старой благородной вещи, снятой вчера с чердака усадьбы XIX века.





Если покрасить рамку современной кроющей краской для дерева, она будет честно и однозначно аккуратной новой рамкой.
Попробуйте обтянуть старые рамки и подрамники тканью или тесьмой, используя различные способы обтяжки. Предлагаем ряд вариантов.
♦ Скроить прямые полосы ткани в ширину багета или рейки плюс подгиб на боковую и заднюю стороны. Длина полос равна стороне рамки плюс 2-3 см на подгиб. Каждую сторону рамки поочередно смазать клеем ПВА. Ткань приклеить сначала с внутреннего, а затем с наружного заднего края, следя, чтобы не было перекосов и морщин.
На углах ткань с одного края приклеить с подгибом до конца рейки. Встречную полосу наклеить на нее с подгибом в 45"' на углах.
Для такой обтяжки лучше брать плотные хлопчатобумажные материалы, гладкие или с мелким рисунком. Поверх ткани для объема рамки можно приклеить толстый шнур или веревку, выложив их геометрическим узором. На одном или двух углах стоит сделать объемные украшения — узлы веревки, цветы, крупные бусы.
♦ Полосы для прямой обтяжки неплохо утолщать синтепоном или тонким поролоном и простегать на машинке. Это лучше делать на крупных широких рамках из цветастого ситца.
♦ Ткань для обтяжки приклеивать непосредственно на переднюю грань рамки, закладывая ее в мелкие складки. Использовать и специально жатую ткань. Так можно «состарить» рамку, взяв для жатки старую, бледно-полинявшую материю. К такой фактуре хорошо подойдут тусклые блестки и темный бисер, пришитый к не проклеенным местам ткани.
♦ Старую рамку облагородит тесьма, под¬ходящая по цвету к рамке. Тесьму наклеить на грань багета, прилежащую к картине. Углы приклеить один па другой под 45".
♦ Рамку на клею обмотать грубой веревкой, нанизав на нее бусины и завязав узлы.
По нижнему краю спустить несколько веревок с крупными бусинами. Рамку можно обклеить толстой канатной веревкой, прокрасив ее краской и бронзой. На углах завязать узлы, кончающиеся бахромой. Эта очень объемная рама подойдет для большой, строгой по цвету работы.
♦ Скроить мелкие треугольники из тонких разноцветных материалов и обклеить ими широкую рамку, пользуясь мучным клеем с ПВА. Аппликация по контрасту может быть черно-белой из крупных фрагментов.
♦ Собрать обтяжку для рамки из цветных лоскутов сукна или замши, скрепив их шнуром, продернутым через пробитые отверстия с бочками. Основа должна быть прямой, без профиля и гипсовой лепнины.
Вы уже выбрали подходящий вариант? Нет — тогда идем дальше. Наш багетный салон еще не опустел.
♦ Скроить полосы ткани длиной 1 1,5 м и шириной 2-3 см плюс подгиб по всей длине.
Отпарить подгиб. Обматывать рамку как бинтом, делая полосы под небольшим углом, так что каждый после¬дующий виток перекрывает предыдущий на 0,5 см. В начале каждой полосы приклеить ткань к рамке с задней стороны. Так же фиксировать клеем углы. На углах полосу прокладывать веером, переворачивая два раза с задней стороны рамки. Ткань может быть тонкой (бязь, ситец), гладкоокрашенной или с мелкими цветами.
Такая обтяжка придаст рамке толщину, зрительно расширит пространство картины.
Ее тоже эффектно дополнительно декорировать и усложнить.
♦ Для небольших изящных работ подойдет и другая отделка рамки. Попробуйте обтянуть рамку по прямой тонкой тканью. Накрахмальте батист или кружево, скроите из них полоски и со сборьте. Пришейте сборки по внутреннему или наружному краю рамки, добавьте мелкие объемные белые цветы и обрамьте поздравительную открытку, зимний пейзаж, натюрморт.
• Любители макраме смогут сделать прекрасное обрамление для аппликации, сплетя рамку на жестком каркасе.
• Наконец, выкройте из ткани фрагменты с узорами и выложите орнамент на крашеной деревянной или обтянутой тканью рамке.

Рамы для круглых панно.

Если только вы не начали работу с того, что купили круглую готовую раму с подрамником, то оформить круглую работу будет непросто.
Вот небольшие рекомендации. Вам необходимо вырезать из оргалита или выпилить из фанеры кольцо по внутреннему диаметру на 1-1,5 см меньше, чем диаметр подрамника. Ширина кольца зависит от размера работы и может быть от 3 до 15 см. Для объема стоит проложить и приклеить по всему кольцу поролон или другой уплотнитель.
Декорировать такую основу можно почти всеми выше предложенными способами. Ткань для этого нужно кроить или полосами по косой, или фрагментами кольца, сшитыми вместе на машинке с изнанки. Удобна форма обтяжки-бинта.


Работа выполнена обуч. студии «Ателье мод» Михнюк Света


Можно сосборить ткань по внутреннему диаметру рамы и растянуть ее на задней стороне оргалита. Подойдет для круглых рам эластичная тесьма и декоративная резинка, нашитые по кругу мелкими стежками.
Замечательной круглой рамой окажется обработанная основа от старого круглого стула.
Словом, фантазируйте, творите и почаще оглядывайтесь кругом — может быть, роскошная рама для вашей аппликации уже рядом!


Образцы панно и рамок



Образцы панно и рамок



Образцы панно и рамок



Образцы панно и рамок



Образцы панно и рамок