Выступление на тему:

«Воспитание гармонично развитой и социально активной личности средствами

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»  

Цель и задачи выступления

 Мне очень важно, чтобы   каждый из вас понял насколько остро сегодня звучит проблема воспитания подрастающего поколения, насколько она «громко» звучит и эта тема коснётся каждого педагога, работающего с детьми. А ваши рабочие программы – это исключительно замечательный инструмент для решение поставленных сегодня задач.

Зафиксированные изменения развития нашей страны, в целом, системы образования и дополнительного образования в частности идут через стратегические документы первого уровня – Указы президента.

Сегодня таких Указа два, это:

Указ Президента №204 «О НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ задачах развития РФ на период до 2024 года

Указ президента №474 «о НАЦИОЛНАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ задачах развития РФ на период до 2030 год.

В Указах поставлена конкретная цель проекта «Образования» на ближайшее десятилетие – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.

Кроме того, 31 июля 2020 года в ФЗ №273 «Об образовании» были внесены изменения.

В частности расширено понятие «Воспитание»

Ст.2 п.2

 «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;";

Исходя из этой трактовки понятия «воспитание» мы видим, что воспитывать мы будем глубоко русского, человека, на основе своего понимания о морали, духовности, только на своих исконно русских традициях. Русский в употребляю в контексте российский, т.е. не зависимо от национальности, проживающий на территории России.

Изменения коснулись и определения «Образовательная программа»

Ст.2 п.9

образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;";

Теперь примерная образовательная программа дополняется примерной рабочей программой воспитания.

Закон вступает в силу с 01.09.2020 года.

Закон и указы президента распространяются на всю систему образования, а на нас, как учреждение дополнительного образования ложиться большая ответственность в вопросах воспитания личности.

А всё потому, что Согласно Концепции развития дополнительного образования содержание   дополнительных образовательных программ ориентировано на тех моментах, которые очень созвучны новым Указам президента и является благодатной почвой для реализации идей воспитания подрастающего поколения в том контексте, которое в них заложено.

создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Таким образом, Процесс воспитания сегодня – неукоснительное действие   каждого из нас, работающего с ребёнком непосредственно.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программ должна на равных как обучать, так и воспитывать. Ничего нового, новое только конкретных целевых ориентирах.

А Ориентирами для нововведений будут федеральные и региональные направления для воспитания гармонично-развитой и социально-активной личности, о которых я уже подробно говорила на педсовете,

- добровольно-волонтерское движение школьников

-художественно-эстетическое воспитание – посещение музеев, виртуальных концертных залов, развитие школьных хоров, театров, театральных студий, уроков музыки и изобразительного искусства,

- развитие гражданского образования

- патриотическое воспитание и формирование российской идентичности,

- духовно-нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей,

- физическое воспитание и формирование культуры здорового образа жизни,

- трудовое воспитание и трудовое самоопределение,

- формирование безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной среды,

- развитие медиа образования в ОУ,

- развитие непрерывного экологического образования и просвещения,

- воспитание безопасного поведения детей на дорогах,

- развитие туристкой краеведческой деятельности в ОУ,

- популяризация объектов культурного наследия Томской области и их сохранение,

- формирование законопослушного поведения.

Заданные ориентиры, это повод посмотреть на наши программы с другого угла обзора. Посмотрите на них, как на готовый, очень приемлемый инструмент воспитания наших детей.

Какие шаги мы должны предпринимать в свете новых запросов от системы образования?

Первый шаг – разработка Программы воспитания Учреждения.

Второй шаг – на основе принятых для нашего учреждения ориентиров, вносим изменения, дополняем или корректируем каждый педагог свою ДООП.

Если вы хотите, чтобы программа действительно работала, досконально продумайте содержание и формы работы, содержание и подача материала – это залог привлекательности   для ребёнка.

И еще, изменения, вносимые в программу не должны нарушить логику построения: если внесли изменения в один раздел программ, обязательно потребуется внести изменения и в остальные.

Раздел программы

Изменения

 

Титульный лист

-

 

Вводная часть

Законодательная база

1

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

- направленность дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы;

 

 

 

 

-

- новизну и актуальность, педагогическую целесообразность;

В вопросах воспитания, основные ориентиры

- отличительные особенности данной программы от уже существующих;

Особенности, характерные для данной программы, касающиеся вопросов воспитания подрастающего поколения

- возраст детей, участвующих в  реализации данной дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы;

-

- сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы);

-

- формы и режим занятий;

Прописываем организационные  формы воспитательной работы в д/о.

 

1.2. Цель и задачи;

 раздел программы, который особо нуждается в пересмотре

Корректируем, в соответствии с выбранными ориентирами

 

 1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

1.3.2. Содержание учебного плана

Корректируем в соответствии с новыми воспитательными задачами,

 вопросам воспитания отводим больше часов

 

1.4. Планируемые результаты;

Корректируем в соответствии с поставленными задачами

 

Раздел 2.

Организационно-педагогические условия реализации Программы

 

 

2.2. Материально-технические условия реализации Программы 

Корректируем в связи с новым содержанием

 

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы» 

Корректируем в соответствии с ожидаемыми результатами.   

 

2.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы (обеспеченность Программы методическими материалами, перечень современных источников, поддерживающий процесс обучения: нормативно-правовые акты и документы; основная и дополнительная литература; интернет-ресурсы (все списки оформляются в соответствии с требованиями действующих ГОСТ). 

Корректируем в соответствии с новым содержанием программы

Т.о. мы видим, что перед нами поставлены серьёзные задачи, не в плане как поменять программу внеся в неё коррективы, а в плане как так поработать над программой, чтобы она действительно обучала и воспитывала, приносила результат для общества и государства (сами понимаете воспитание это не столько запрос самого ребёнка, сколько запрос общества и государства), а нам педагогам профессиональное удовлетворение. 

Но в любом случае, расширяя спектры своей деятельности, внося что то новое в свои программы мы тем самым, привлекаем детей   в свои детские объединения и создаём им отличные от ранее условия для развития, совершенствования и ВОСПИТАНИЯ.  

Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи.

 Аристотель
Источник: 
https://citaty.su/aforizmy-i-citaty-o-vospitanii

Воспитание детей — рискованное дело. Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим.

        Демокрит
Источник: 
https://citaty.su/aforizmy-i-citaty-o-vospitanii

Просмотреть или скачать презентацию к выступлениюВоспитание личности



Внимание! Разрешается полная или частичная перепечатка данного материала только для некоммерческого использования на сайтах, форумах и блогах в сети интернет. При перепечатке обязательно указание прямой, доступной для индексирования гиперссылки на источник материала (http://kogddt.3dn.ru) , указание автора . Публикация в СМИ (в т.ч. сетевых), распространение в печатной форме, на цифровых носителях, в составе сборников статей, электронных книг и т.п. в т.ч. на некоммерческих основаниях без письменного согласия правообладателя запрещены! 
Пожалуйста, не тратьте понапрасну время, своё и наше. Мы регулярно проверяем индекс поисковых систем на наличие плагиата и при обнаружении боремся с ним.