Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

(Выступление на семинаре заместителей директоров по УВР школ Кожевниковского района 18.11.2015 методиста МБОУДО «ДДТ» Цытцер С.В.)

 Современная система дополнительного образования детей переживает глубокие трансформации, которые приводят к пересмотру и изменению фундаментальных основ, на которых оно было построено. В частности, в свете нового законодательства модифицируются подходы к разработке образовательных программ, которые сегодня рассматриваются как главные структурно-функциональные элементы образовательной системы, выступают средством и объектом правового регулирования образовательных отношений (принцип программоориентированности, где базовым элементом системы дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация).

  Нормативно-правовые и экономические основания проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:

− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

РФ».

− Концепция развития дополнительного образования детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы образовательных организаций дополнительного образования

детей»

− Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О

примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

− Приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

1.3. Классификация дополнительных общеобразовательных программ

1.3.1. Федеральным Законом № 273-ФЗ закреплено деление дополнительных общеобразовательных программ на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (гл. 10, ст. 75, п. 2)

1.3.2. В приложении к Письму Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (текст 2006 года)3 представлена классификация программ дополнительного образования детей:

  - по степени авторства – типовая (примерная), модифицированная,

экспериментальная, авторская;

- по уровню усвоения – общекультурный, углубленный,

профессионально-ориентированный уровень;

-  по форме организации содержания и процесса педагогической

деятельности – интегрированная, комплексная, модульная.

1.4. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих

Программ:

1.4.1. Содержание дополнительных общеобразовательных программ определяется в рамках следующих направленностей:

техническая,

естественнонаучная,

физкультурно-спортивная,

художественная,

туристско-краеведческая,

социально-педагогическая.

1.4.2. Согласно Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Концепции развития дополнительного образования детей содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано на:

- формирование и развитие творческих способностей учащихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и

спортом;

-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц,

проявивших выдающиеся способности;

- профессиональную ориентацию учащихся;

-создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том

числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-

инвалидов и инвалидов;

- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры учащихся.

Раздел 2. Технологические аспекты проектирования дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ

1.     Организационная модель проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Уровень

Показатели

Специфика реализации

Общекультурный (ознакомительный) уровень

 

Массовые программы

Групповые программы

Микрогрупповые программы

Индивидуальные программы

Кол-во обучающихся

Более 25 человек

10-25

2-9 человек

1 человек

Возраст обучающихся

5-18 лет

Срок обучения

От 3х месяцев до года

Режим занятий

Не более 1-2 часов в неделю

Минимальный объём программы

12 часов

Особенности состава обучающихся

Однородный – неоднородный (смешанный);

Постоянный – переменный;

С участием обучающихся с ООП, ОВЗ – без участия обучающихся с ООП, ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Для обучающихся с ООП (одарённые, с ОВЗ, инвалиды)

Форма обучения

Очная – очно-заочная - заочная

Особенности организации образовательного процесса

- традиционная форма,

- на основе сетевого взаимодействия организаций,

- с применением дистанционных технологий,

- посредством организации электронного обучения,

- на основе реализации модульного подхода.

 

Кол-во обучающихся

 

10-15 человек

2-9

1 человек 

Общекультурный (базовый)

Возраст обучающихся

               -                  

10-18 лет

Срок обучения

От 1 года до 3 лет

Режим занятий

От 3 до 5 часов в неделю

Минимальный объём программы

108 ч. (при 36 учебных неделях)

Особенности состава обучающихся

Однородный – неоднородный (смешанный);

Постоянный;

С участием обучающихся с ООП, ОВЗ – без участия обучающихся с ООП, ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Для обучающихся с ООП (одарённые, с ОВЗ, инвалиды)

Форма обучения

Очная – очно-заочная - заочная

Особенности организации образовательного процесса

- традиционная форма,

- на основе сетевого взаимодействия организаций,

- с применением дистанционных технологий,

- посредством организации электронного обучения,

- на основе реализации модульного подхода.

Углубленный

Кол-во обучающихся

-

7-10 человек

2-6 человек

1 человек

Возраст обучающихся10-18 лет

12-18 лет

Срок обучения

От 2 лет обучения

Режим занятий

От 4 до 8 часов в неделю

Минимальный объём программы

144 ч. (при 36 ч. Учебных в неделю)

Особенности состава обучающихся

Однородный – неоднородный (смешанный);

Постоянный;

С участием обучающихся с ООП, ОВЗ – без участия обучающихся с ООП, ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Для обучающихся с ООП (одарённые, с ОВЗ, инвалиды)

Форма обучения

Очная – очно-заочная - заочная

Особенности организации образовательного процесса

- традиционная форма,

- на основе сетевого взаимодействия организаций,

- с применением дистанционных технологий,

- посредством организации электронного обучения,

- на основе реализации модульного подхода.

               

2.     Проектирование целеполагания и результативности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Уровень   

 Специфика целеполагания  

 Прогнозируемая

результативность

Общекультурный

(ознакомительный)

 

−  формирование  и  развитие  творческих

способностей  детей,  удовлетворение  их

индивидуальных  потребностей  в

интеллектуальном,  нравственном  и физическом  совершенствовании,

формирование  культуры  здорового  и

безопасного  образа  жизни,  укрепление

здоровья,  а  также  на  организацию  их

свободного времени [Закон № 273-ФЗ; гл.

10, ст. 75, п. 1];

−  мотивации  личности  к  познанию,

творчеству,  труду,  искусству  и  спорту

[Концепция  развития  дополнительного

образования детей].

−  освоение

образовательной

программы;

−  переход  на  базовый

 уровень  не  менее  25%

обучающихся.

 

Общекультурный

(базовый)

 

−  обеспечение  прав  ребенка  на  развитие,

личностное  самоопределение  и

самореализацию  [Концепция  развития

дополнительного образования детей];

−  обеспечение  адаптации  к  жизни  в

обществе,  профессиональной  ориентации,

а  также  выявление  и  поддержка  детей,

проявивших  выдающиеся  способности

[Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1];

−  выявление  и  развитие  у  обучающихся

творческих  способностей  и  интереса  к

научной  (научно-исследовательской)

деятельности [Закон № 273-ФЗ; гл. 11, ст.

77, п. 3].

−  освоение

образовательной

программы;

−  участие  в

общегородских  и

региональных

мероприятиях  не  менее

50% обучающихся;

−  включение  в  число

победителей  и  призеров

мероприятий  не  менее

10% обучающихся; 

−  переход на углубленный

уровень  не  менее  25%

обучающихся 

 

Углубленный 

−  обеспечение условий для доступа каждого

к  глобальным  знаниям  и  технологиям

[Концепция  развития  дополнительного

образования детей];

−  повышение  конкурентоспособности

выпускников  образовательных

организаций  на  основе  высокого  уровня

полученного  образования,

сформированных  личностных  качеств  и

социально  значимых  компетенций

[Концепция  развития  дополнительного

образования детей].

 

−  освоение

образовательной

программы;

−  участие  в

общегородских,

региональных,

всероссийских

мероприятиях  не  менее

80% обучающихся; 

−  включение  в  число

победителей  и  призеров

мероприятий,  не  менее

50% обучающихся.

 

  2.1. Структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляют два основных раздела.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна быть  построена на принципах конкретности, точности, логичности, реальности; иметь официально-деловой стиль изложения с элементами научного, что предполагает использование современной педагогической терминологии; иметь оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией.

 2.2. Проектирование целеполагания и результативности дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ

 2.3. Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы

2.3.1. Структуру дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы составляют два основных раздела.

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:

− пояснительная записка;

− цель и задачи программы;

− содержание программы;

− планируемые результаты;

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:

− календарный учебный график;

− условия реализации программы;

− формы аттестации;

− оценочные материалы;

− методические материалы;

− рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;

− список литературы.

2.3.2. Титульный лист программы – страница, предваряющая текст

программы, источник идентификационной информации документа.

Включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения:

− наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности

учреждения, организации);

− наименование учреждения, организации (согласно формулировке

устава организации);

− дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу

к реализации;

− гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и

номера приказа);

− название программы;

− адресат программы;

− срок реализации программы;

− ФИО, должность разработчика (-ов) программы;

− Место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы.

2.4. Технология проектирования дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

№ Структура

программы

 

Содержание структурных компонентов программы

Примечание

Примеры

1.

Титульный

лист

 

− наименование вышестоящих органов образования

 

по подчиненности учреждения, организации;

 

 − наименование учреждения, организации

согласно

формулировке Устава организации;

 

− дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу к реализации;

 

 

− гриф утверждения программы

 

 

с указанием ФИО

руководителя, даты и номера приказа;

 

− название программы;

 

 

− адресат программы

 

возраст участников программы;

 

− срок реализации программы;

 

 

− ФИО, должность разработчика (-ов) программы;

 

 

− Место

город, другой населенный пункт и год разработки программы

 

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

 

 

1.1

Пояснительная

записка

 

Этот раздел направлен на отражение общей характеристики программы:

− направленность (профиль) программы

техническая,

естественнонаучная,

физкультурно-спортивная,

 художественная,

туристско-краеведческая,

социально-педагогическая;

 

 

− актуальность программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Своевременность,

необходимость, соответствие потребностям времени;

Соответствие основным направлениям

социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному

социальному заказу/запросам родителей и детей; обоснование актуальности должно базироваться на фактах – цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы

 

− отличительные особенности программы

 

 

 

– основные идеи, отличающие программу от существующих; (характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты),

 

 

− адресат программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– краткая характеристика обучающихся по программе, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики;

(примерный портрет учащегося, для которого

будет актуальным обучение по данной программе – возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе)

 

 

− объем и срок освоения программы

 

– общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; определяется содержанием

и прогнозируемыми результатами программы; характеризуется продолжительностью программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения);

 

− формы обучения

 

 

 

 

 

– очная, очно-заочная или заочная

форме (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4);

 

− особенности организации образовательного процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся

одного возраста или разных возрастных категорий

(разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально (Приказ №1008, п.7); состав группы (постоянный, переменный и др.)

 

 

− режим занятий, периодичность и продолжительность

занятий

– общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий.

 

1.2

Цель и задачи

программы

 

Цель.

 

 

 

 

 

 

 

 

– это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели

следует избегать общих абстрактных формулировок.

Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее

основную направленность и желаемый конечный результат.

 

Задачи

Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:

− личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;

− метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;

− образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.

Формулировки задач должны быть соотнесены с

прогнозируемыми результатами.

 

1.3

Содержание

программы

 

Содержание программы должно быть отражено в учебном плане и содержании учебно-тематического плана.

− Учебный план (УП) содержит следующие обязательные элементы - перечень, трудоемкость, последовательность  и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,

дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон № 273-

ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5) (см. Приложение 2);

− Содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с

последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме; должен соответствовать целеполаганию и

прогнозируемым результатам освоения программы.

При оформлении содержания следует придерживаться

ряда общих правил:

− содержание составляется согласно УП;

− формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УП;

− необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме);

− материал следует излагать назывными предложениями;

− содержание каждого года обучения целесообразно

оформлять отдельно;

− в содержании могут размещаться ссылки на приложения

(например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);

− в содержании могут быть представлены вариативные

образовательные маршруты.

 

 

1.4

Планируемые

результаты

 

В этой части необходимо сформулировать:

− требования к знаниям и умениям, которые должен

приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь);

− компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе;

− личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы.

Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы.

 

 

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

 

 

 

2.1

Календарный

учебный

график

 

Календарный учебный график – это составная часть

образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9), определяющая:

− количество учебных недель,

− количество учебных дней,

− продолжительность каникул,

− даты начала и окончания учебных периодов/этапов

(Приложение 3).

 

 

2.2

Условия

реализации

программы

 

К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:

- материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся);

- информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники;

- кадровое обеспечение – целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора.

 

 

2.3

Формы

аттестации

 

Разрабатываются и обосновываются для определения

результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы.

Перечисляются согласно учебному плану и учебно-тематическому плану (зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.).

− Формы отслеживания и фиксации образовательных

результатов: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая

разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство

(сертификат), статья и др.

− Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта,

защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.

 

 

2.4

Оценочные

материалы

 

В данном разделе отражается перечень (пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5)

 

 

2.5

Методические

материалы

 

Настоящий раздел представляет краткое описание методики работы по программе и включает в себя:

− особенности организации образовательного процесса – очно, очно-заочно, заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия и др.;

− методы обучения (словесный, наглядный практический;

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-

поисковый, исследовательский проблемный; игровой,

дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение,

поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

− формы организации образовательного процесса:

индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор

той или иной формы обосновывается с позиции профиля

деятельности (музыкального, спортивного, художественного и

др.), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и др.;

− формы организации учебного занятия - акция, аукцион,

бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми,

выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра,

концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз,

лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм»,

наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход,

праздник, практическое занятие, представление, презентация,

рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия,

творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль,

чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент,

эстафета, ярмарка7;

− педагогические технологии - технология индивидуализации

обучения, технология группового обучения, технология

коллективного взаимообучения, технология программированного

обучения, технология модульного обучения, технология блочно-

модульного обучения, технология дифференцированного обучения,

технология разноуровневого обучения, технология развивающего

обучения, технология проблемного обучения, технология

дистанционного обучения, технология исследовательской

деятельности, технология проектной деятельности, технология

игровой деятельности, коммуникативная технология обучения,

технология коллективной творческой деятельности, технология

развития критического мышления через чтение и письмо,

технология портфолио, технология педагогической мастерской,

технология образа и мысли, технология решения изобретательских

задач, здоровье сберегающая технология, технология-дебаты и др.

− алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры

занятия и его этапов;

− дидактические материалы – раздаточные материалы,

инструкционные, технологические карты, задания, упражнения,

образцы изделий и т.п.

 

 

 

2.6

Список

литературы

 

При составлении списка литературы необходимо учитывать:

− основную и дополнительную учебную литературу: учебные

пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов,

практических работ и практикумов, хрестоматии;

− наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы.

Список может быть составлен для разных участников

образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).

Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению

библиографических ссылок.

 

 

 

                       

 2.5. Порядок проверки и утверждения дополнительных общеобразовательных

общеразвивающих программ Образовательная программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке:

2.5.1. Внутренняя экспертиза – обсуждение программы на методическом совете образовательного учреждения (организации) – это анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. По итогам обсуждения на образовательную программу составляется рецензия внутренней экспертизы.

2.5.2. Внешняя экспертиза программы проводится специалистами в данной области деятельности. По результатам данной экспертизы составляется рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности.

2.5.3. Обсуждение образовательной программы на заседании педагогического совета (экспертного совета) образовательного учреждения (организации) – органа, полномочного утверждать нормативные документы, регламентирующие содержание работы учреждения (организации) и детского объединения дополнительного образования.

2.5.4. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол педагогического совета (экспертного совета).

2.5.5. Утверждение образовательной программы осуществляется приказом директора образовательного учреждения (руководителя организации) на основании решения педагогического совета (экспертного совета).

Только после утверждения программы приказом директора образовательного учреждения (руководителя организации) она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования.

Список источников

  1. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Библиографическое описание: Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 567-572.
  1. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

3. Куприянов Б. В. Нормативные основы образовательных программ в организациях дополнительного образования

4.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06–1844).

6.  Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.