Педагогический совет на тему:

Организация аттестации учащихся в детских
объединениях МБОУДО «Дом детского творчества»

Цель проведения: формирование компетентностного подхода педагогов дополнительного образования МБОУДО «Дома детского творчества» к формированию целей, задач, а, следовательно, и к оценке усвоения обучающимися образовательных программ.

(Компетентностей подход понимаю как комплекс образовательных технологий и условий, позволяющий объективно оценить уровень компетентности обучающихся, достигнутые ими результаты осуществления образовательной деятельности).

Задачи:

- мотивация педагогов Дома детского творчества на необходимость создания «работающей» системы аттестации обучающихся,

- разработка алгоритма пошаговых действий к созданию собственной системы оценки освоения обучающимися образовательных программ,

- повышение уровня профессионального мастерства педагогов дополнительного образования Дома детского творчества.

Вступительное слово.

В последнее время  особое внимание в дополнительном образовании детей уделяется результативности обучения. Результативность - это, прежде всего, достижение учащимися тех целей и задач, которые поставлены в образовательной программе педагога. Если цели и задачи поставлены, то педагог отслеживает их достижение. Лучшим средством для этого является аттестация учащихся.

К аттестации учащихся сейчас в той или иной форме подходят практически все педагоги Дома творчества. Внедрению этого процесса способствует необходимость доказывать качество обучения: учреждению - при прохождении процедуры мониторинга деятельности вышестоящими контролирующими нас органами, педагогу - при прохождении аттестации на высшую и первую категорию. Кроме того, данные по результатам обучения необходимы в повседневной работе самому педагогу для своевременного внесения корректив в свою деятельность. 

Главным звеном в системе аттестации учащихся является детское объединение. Именно на его уровне проходит основная работа по выявлению, обработке и фиксации результатов, а также их анализу. Многообразие направлений дополнительного образования порождает многообразие форм и методов аттестации, системы оценок и т.п. Можно ли создать более или менее универсальную систему аттестации учащихся в рамках детского объединения?

Для чего нужна аттестация учащихся?

Что необходимо проверять?

Как часто необходимо осуществлять контроль?

Какие формы оценки лучше использовать?

Где фиксировать результаты аттестации?

Что делать с результатами аттестации?

   Педсовет, который я провожу сегодня должен дать ответ на эти и другие волнующие педагогов вопросы.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ?

(по методу «Мозгового штурма»)

Варианты ответов педагога:

- проверки достижения учащимися определенных результатов,

- удовлетворить  желание ребенка получить оценку за свой труд,

- аттестация позволяет выстроить индивидуальную педагогическую траекторию для каждого учащегося, то есть осуществить индивидуальный подход,

- аттестации дает возможность оценить степень сложности программного материала,

 - правильно организованный и умело осуществляемый контроль помогает лучшему усвоению предмета и воспитывает сознательное отношение к учебной деятельности.

Вывод: Аттестация учащихся рассматривается в настоящее время как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.

Некоторые педагоги считают основным результатом своей работы успешное выступление своих учащихся на различного рода конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях. Однако в таких мероприятиях участвуют не все воспитанники детского объединения, а лишь некоторые, наиболее подготовленные; остальные учащиеся (и их большинство) остаются вне процесса оценки качества их обучения.

Важность процесса аттестации определяется не только необходимостью для педагога проверки достижения учащимися определенных результатов. Надо учитывать еще также и желание ребенка получить оценку за свой труд. Ведь многие дети хотят, чтобы их проверили. 

Аттестация позволяет выстроить индивидуальную педагогическую траекторию для каждого учащегося, то есть осуществить индивидуальный подход. Ведь в дополнительном образовании нет четко заданных временных рамок освоения воспитанниками образовательной программы: один может осваивать программу один год, другой - два, третий - три и т.д. Регулярная проверка результатов обучения помогает педагогу понять, на каком этапе сейчас находится каждый воспитанник объединения.
Процесс аттестации дает возможность оценить степень сложности программного материала. Так как педагог дополнительного образования сам устанавливает себе "стандарты", то существует опасность как упрощения, так и чрезмерного усложнения программного материала. В первом случае аттестация покажет, что дети усваивают материал с трудом, а во втором - очень легко, практически без усилий. Это даст возможность педагогу найти "золотую середину" и скорректировать программу. Ведь обучение только тогда является таковым, когда изучаемый материал дается с небольшим трудом (если с большим трудом - ребенок может потерять интерес к обучению), и ребенок прикладывает для его освоения достаточные усилия.
В заключение следует отметить, что правильно организованный и умело осуществляемый контроль помогает лучшему усвоению предмета и воспитывает сознательное отношение к учебной деятельности.

ЧТО НЕОБХОДИМО ПРОВЕРЯТЬ?

(по варианту «Мозгового штурма»)

Варианты: проверке подлежат теоретические знания и практические умения и навыки (предметные), кроме того личностные и метапредметные

Вывод: Любая диагностика в объединении дополнительного образования должна определить, во-первых, уровень подготовки каждого ребенка, и, во-вторых, уровень всего детского объединения в целом.

Что необходимо выявить, чтобы стал ясен уровень подготовки каждого ребенка? Ответ на этот вопрос, в принципе, является очевидным для всех педагогов дополнительного образования: проверке подлежат теоретические знания и практические умения и навыки (предметные), кроме того личностные и метапредметные (что достаточно трудно), которые педагог определил в соответствующем разделе своей образовательной программы. Для каждого года обучения в программе четко определено, что учащиеся должны знать и что они должны уметь. Вот это и служит предметом проверки. 

Таким образом, образование сочетает в себе три взаимосвязанных составляющих: обучение, воспитание и развитие. Отсюда вытекает необходимость в каждой образовательной программе выделить, помимо учебных, воспитательные и развивающие цели и задачи. А раз есть такие цели и задачи - их выполнение необходимо проверить. Здесь и начинаются сложности. Если с необходимостью воспитания учащихся одновременно с образованием педагог еще может примириться, то необходимость проверки воспитания и развития аналогично проверке знаний вызывает в нем решительный протест. Большинство педагогов воспринимает это как что-то сверхъестественное: как можно проверить воспитанность учащихся, если этот результат отсрочен во времени и проявляется не сразу?

 Итак, проверке подлежат три составляющие образовательного процесса: 1) знания, умения и навыки, компетентности  2) что воспитано (личностные задачи),   3) что развито (метапредметные).

Можно  перед началом деловой игры провести разминку для того, чтобы педагоги имели чёткое представление об алгоритме проведения мониторинга.

Разминка:

Ресурсы: набор карточек по количеству подгрупп, скотч, доска.

Каждая подгруппа получает набор карточек с текстом (наборы для подгрупп идентичны). Ведущий объясняет, что набор содержит описание различных действий, относящихся  к решению такой проблемы:  разработка системы аттестации учащихся «Дома детского творчества».

Задание каждой подгруппе: определить необходимые действия от возможных, а затем необходимые действия выстроить в правильной последовательности. На эту работу даётся 10 минут.

Затем каждая подгруппа выдвигает своего представителя для презентации мини-проекта.

Карточки, содержащиеся в наборе:

  1. Обращение к целям и задачам образовательной программы
  2. Определение предполагаемого результата в «измеряемых величинах» (критериях).
  1. Определение форм и методов аттестации.
  2.  Сбор данных 
  3. Фиксация результатов
  4. Оценка результатов
  5. Действия
  6. Определение понятия «мониторинг»
  7. Работа над образовательной программой
  8. Разработка мониторинговых карт
  9. Выставление результатов мониторинга на сайт ДДТ
  10. Проверка разработанной системы мониторинга методистом

Деловая игра «Стол переговоров»

Необходимый материал: карточки с целями и вариантами решений.

Количество участников: 14-15 человек.

Участники разбиваются на 5 групп (по 3 человека в группе). Группы располагаются так, чтобы не мешать друг другу. В центре зала стоят 5 стульев – это стол переговоров.

Проведение: игра проходит в 6 этапов. Первый, третий, пятый этапы – переговоры в группе.  Второй, четвёртый, шестой этапы – «стол переговоров».

Время каждого этапа обсуждения – 3 минуты. Время каждого этапа переговоров – 7-10 минут. Во время переговоров разговаривать могут только участники, находящиеся за столом переговоров.

Задания группам для обсуждения:

  1. КАК ЧАСТО НЕОБХОДИМО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОНТРОЛЬ?

Обобщения ведущего.

В нашем учреждении не выработан локальный акт, согласно которому педагоги должны проводить диагностику усвоения обучающимися программы деятельности с определённой очередностью или в определённые сроки, поэтому эту задачу должен решить сам педагог, опираясь на свою образовательную программу.

Остановимся на некоторых моментах, которые должны помочь вам выбрать нужную периодичность аттестации.

Итак, первое, что необходимо сделать, когда ребенок пришел в ваше объединение - зафиксировать его начальный уровень (знаний, навыков, развития и т.п.).

 Ведь не зная начального уровня, невозможно оценить достигнутый результат. Выявить начальный уровень помогает предварительная, или начальная аттестация. Она, как правило, проводится в сентябре, когда комплектуется группа. Однако, если к вам пришел ребенок в течение учебного года, он также должен пройти через это испытание. Как конкретно можно провести эту аттестацию, может определить сам педагог как специалист в своей области.

После того, как проведена предварительная аттестация, частота дальнейших проверок зависит от предпочтений педагога: у кого-то он проводится на каждом занятии (текущий контроль), после изучения каждой темы (тематический контроль) или раздела (итоговый контроль). Многие могут выбрать в качестве рубежа определенный период: календарный месяц, учебную четверть, триместр и т.п.

Если рассматривать учебный год в качестве некого самостоятельного отрезка, то оценить успешность воспитанников можно, если знать их уровень в начале года, в середине года и в конце года. Эта простая схема: "начало - середина - конец" является универсальной для проведения аттестации и наиболее распространенной в учреждениях дополнительного образования. Рассмотрим ее чуть подробнее.

В сентябре ребенок проходит входную аттестацию (если речь идет о втором, третьем и т.д. годе обучения). Ее задача - установить, на каком уровне находится воспитанник к началу учебного года. Не секрет, что после летнего перерыва учащиеся многое забывают, и, если это так, придется соответствующим образом скорректировать свою деятельность. В середине года проводится текущая аттестация. На ней проверяется, как усвоили учащиеся пройденный за полгода материал. Необходимость этого этапа очевидна: если не проверить результативность обучения сейчас, то к моменту следующей проверки - в конце года - будет уже поздно что-либо исправлять. И, наконец, в конце учебного года проводится промежуточная аттестация, когда проверяется уровень усвоения программы, изученной за определенный год обучения, или итоговая аттестация, если этот год является последним годом обучения и проверяется знание всей программы в целом.
Таким образом, производить аттестацию учащихся лучше всего три раза в учебном году: в начале, в середине и в конце. Так будет обеспечено постоянное, непрерывное наблюдение за результативностью обучения, которое называется "мониторинг" (от английского "monitor" - "следить, вести наблюдение"). Между этими проверками педагог может проводить текущий, тематический и любой другой контроль.

Сопоставляя начальный уровень ребенка (результаты предварительной аттестации) и конечный (результаты промежуточной или итоговой аттестации), можно судить о достигнутых результатах. Сопоставление исходного и конечного общего уровня (то есть все воспитанников в целом) позволяет судить о мастерстве педагога. Аттестация в середине года позволит педагогу увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу с детьми.

2. КАКИЕ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

Обобщение ведущего.

Существующие в настоящий момент нормативные документы предоставляют возможность педагогу использовать любые формы аттестации учащихся, какие он сочтет нужным. Непременным методическим условием при их выборе является возможность проверить тот результат, который хочет получить педагог. Форма аттестации также должна учитывать возраст ребенка, уровень его подготовки и его индивидуальные особенности.

 Это могут быть, в зависимости от предмета изучения, собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, контрольные уроки, практические работы, зачеты, выставки, отчетные концерты, спортивные соревнования, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады, конференции, турниры, контрольные уроки, спектакли, итоговые занятия, экзамен, концертное прослушивание, защита творческих работ и проектов, доклад, тематические чтения и т.д.

Формирование знаний, умений, навыков

Формирование общеучебных способов деятельности

Общее личностное развитие

Формирование личностных качеств, социальных компетенций

Зачёт

Экзамен

Тест

Практическая работа (спектакль, концерт, номер)

Олимпиада

Конкурс

Соревнование

Диагностика уровня сформированной.

Рефлексия.

Анализ материалов.

Экспертиза работ

Совместное обсуждение

Тест наблюдение.

 

Диагностика динамики развития

Тестирование

Рефлексия.

Наблюдение

Совместное обсуждение

Анализ, экспертиза творческих работ.

Наблюдение

Анализ ситуации.

Рефлексия

Тестирование

Интервьюирование

Социальная практика

Анкетирование

Анализ востребованности (выпускников, проектов, программ)

Экспертиза работ.

Социометрия.

Сравнение.

Как правило, спортсменам больше подходит такая форма аттестации как соревнование или выполнение контрольных нормативов, педагогам по декоративно-прикладному творчеству - выставка работ учащихся, музыкальным и танцевальным коллективам - концерт, техническим объединениям - выполнение зачетной работы, объединениям социально –педагогической направленности - открытое занятие, туристам - поход, биологам и экологам, педагогам, работающим по военно-патриотической направленности - защита творческих работ учащихся и т.п. Почти универсальной формой проверки является тестирование. Его можно применить практически в любой направленности хотя бы при проверке теоретической подготовки воспитанников.

Отсутствие такой проверки - одно из самых слабых мест всех педагогов, которые проводят аттестацию. Ведь при проведении соревнования, выставки, концерта и т.п. мы видим, что дети умеют, но не видим, что они знают. Между тем, образование без знания теории - это неполноценное образование, поэтому теоретическая подготовка должна проверяться так же, как и практическая. Здесь можно порекомендовать два пути: либо умения и навыки проверять одной формой, а теорию - другой (возможно, для этого придется проводить еще одно занятие), либо совместить эти два вида проверки в одной форме. Это может быть:

Для педагогов по ИЗО и декоративно-прикладному творчеству

Просмотр выставочных работ: ребенок вместе с педагогом готовит выставку своих работ, а потом представляет их: рассказывает, в какой технике выполнен тот или иной рисунок, каковы его композиционные особенности, цветовая гамма и т.п. теоретические аспекты;

Для педагогов музыкальной направленности, хореографических, танцевальных объединений

Концертное прослушивание, просмотр (представление): ребенок не только исполняет какое-либо произведение, но и представляет его: рассказывает, из скольких частей оно состоит, в какой тональности исполняется, кто его автор, рассказывает о танцевальном стиле и т.п.

Для педагогов по техническому творчеству

Выставка-презентация: на стенде выставляется работа воспитанника (техническая модель и т.п.) и он проводит по ней своеобразную "экскурсию".

Для педагогов большинства направленностей

Защита работы: ребенок создает работу (проект, доклад, презентацию, диплом и т.п.) и проводит ее публичную защиту.

Подбирать форму аттестации желательно так, чтобы ребенок видел свой "рост", ему было очевидно, что он продвинулся в своем развитии и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка. В качестве примера можно привести выставку работ воспитанника, когда присутствуют все его работы, выполненные в течение года: ребенок сразу видит рост своего мастерства. Еще один удачный опыт - видеомониторинг: с помощью родителей  снимаем на видеокамеру подготовку к спектаклям (выступлениям), сами спектакли (выступления) и отчетные выступления детей в течение всего периода их обучения. Таким образом, помимо возможности сразу же указать ребенку на его ошибки, можно легко увидеть (сопоставляя записи разных лет), насколько далеко продвинулся каждый воспитанник по сравнению со своим первоначальным уровнем.  

Наконец, если мы свободны в выборе форм аттестации, лучше остановиться на той, которая бы была интересной и увлекательной для детей. Здесь подойдут самые разные формы: игра, конкурс мастерства, викторина и т.п.
Подводя итог, надо еще раз напомнить, что правильный выбор форм аттестации учащихся говорит о профессиональном мастерстве педагога дополнительного образования.

 

​3. КАКИЕ ФОРМЫ ОЦЕНКИ ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

Обобщение ведущего:

Условия, в которых существует сейчас дополнительное образование, предоставляют педагогу право самому выбирать форму оценки учащихся при проведении аттестации. Это может быть и обычная пятибалльная система, и система уровней или рейтингов (высокий, средний, низкий), и отметка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно"), и разнообразные пиктограммы (кружочки, крестики, рисунки) и т.д. 

Во многих случаях форма оценки является "традиционной" для того вида деятельности, к которой относится детское объединение. Так, в спорте и туристско-краеведческой деятельности общефизические навыки могут оцениваться принятыми в этих видах деятельности разрядными показателями, в танцевальных видах дополнительного образования - утвержденной танцевальной федерацией системой оценки, в музыкальном образовании - пятибалльной системой и отметками. В детских объединениях дошкольников, как правило, ею  является веселый рисунок или разноцветные геометрические фигурки.

Если педагог чувствует, что, например, пятибалльная система не может в полной мере отследить уровень достижений ребенка, то можно воспользоваться 10-балльной и даже 100-балльной системой оценки. Некоторые используют также традиционную систему уровней (высокий, средний, низкий), вводя в нее новые элементы: "выше среднего", "ниже среднего" и т.п.

Одним словом, выбор за педагогом. Следует только помнить, что форма оценки должна быть понятна детям и адекватно отражать уровень их подготовки. Чтобы не формировать у детей негативного отношения к оценке (синдром "двоечника"), лучше избегать выставления таких оценок, которые могут вызвать у ребенка такие ассоциации. Действительно, поставив ребенку "два" в рамках пятибалльной системы, мы увидим одну реакцию, а 20 баллов в рамках 100-балльной системы - совсем другую. Как показывает опыт, педагоги, несмотря на имеющуюся у них теоретическую возможность, избегают ставить детям оценки ниже 3 баллов или "неудовлетворительно". 
И еще то, о чем необходимо помнить педагогу дополнительного образования, работающему в ДДТ свою собственную систему оценки педагог обязательно должен соотнести с положением об аттестации, принятом в учреждении.

4. КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Обобщение ведущего.

Главным критерием уровня теоретической и практической подготовки учащихся является соответствие его программным требованиям, критерием уровня воспитанности - культура поведения, творческое отношение к выполнению практического задания, культура подачи и оформления своего материала.
Как уже отмечалось выше, для педагогов, как правило, не составляет большого труда оценить уровень практических умений и навыков детей (здесь критерии результативности педагог назовет буквально "с ходу"), а вот с оценкой теоретической подготовки возникают трудности. Как подобрать такой критерий, который бы не превращал запоминание теоретического материала в мучение, но в то же время отражал знания ребенка в области теории? Исходя из опыта других учреждений, можно посоветовать использовать такой критерий: способность ребенка ответить на простые вопросы по всем темам, изученным за год. Это может быть взято за основу, например, среднего уровня результативности. Если ребенок не знает даже этого, то это - низкий уровень, а если может ответить не на простые, а сложные вопросы по теории, то, безусловно, его следует отнести к высокому уровню.

Формирование знаний, умений, навыков

Формирование общеучебных способов деятельности

Общее личностное развитие

Формирование личностных качеств, социальных компетенций

Знание, мастерство

 

 

Развитие способностей

Морально-нравственные ценности

Овладение:

- терминами

- понятиями

- приёмами

- технологиями

- алгоритмами действий

- навыками планирования

 

Формирование навыков:

- выбора

- сравнения

- сопоставления

- анализа

- синтеза

- проектирования

- рефлексии

Развитие:

- интеллекта

- мышления

- речи

- памяти

- креативности

- эмпатии

- воображения

- моторики

- координации

Формирование гуманистического отношения:

- к себе

- к прекрасному

- к труду

- к знаниям

- к обществу

- к человеку

 

Развитие компетенции:

- решение проблем

- технологические компетентности

- информационной,

- коммуникативной,

- социального взаимодействия,

- саморазвития

 

Ключевые компетентности:

  1. Решение проблем – позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и собственными силами воплотить его в жизнь.
  2. Технологическая компетентность - позволяет освоить и грамотно применять технологии в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.
  3. Информационная компетенция – позволяет быть успешным в современном информационном обществе, принимать решения на основе критически осмысленной информации.
  4. Социальное взаимодействие – позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения своих задач независимо от симпатии и антипатий к сотрудникам.
  5. Коммуникативная компетентность – позволяет получать необходимую информацию от других людей и организаций, влиять на принятие решений, убеждать на основе толерантного отношения к ценностям других людей.
  6. Самообразование, саморазвитие – позволяет изменить профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи, совершенствовать и развивать свою личность.

Частные показатели, по которым судят об уровне воспитанности

Уровень воспитанности

Начальная школа

4-6 класс

Старший подросток

Показатели воспитанности

Проявление показателей по каждому уровню воспитанности

К человеку

Дисциплина, этикет

Способен к сопереживанию

Постоянно ориентированы на других людей

К обществу

Отсутствие правонарушений, злостных проступков

Проявляет интерес, переживает успехи и неудачи

Общественно активен, инициативен

К знаниям

Выполнение учебных обязанностей

Познавательный интерес

Самообразовательная работа

К труду

Выполнение трудовых обязанностей

Трудолюбие

Участие в общественно-полезной работе

К прекрасному

Замечает, реагирует на прекрасное

Стремление к общению с прекрасным

Самостоятельное общение с прекрасным

К себе

Не позволяет себя обижать

Оценивает свои достоинства

Культивирует свои достоинства (самовоспитание)

 

5. ГДЕ ФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ?

Обобщение ведущего.

Любой полученный результат обучения обязательно надо зафиксировать. Работа по отражению результатов аттестации связана с оформлением документов, но, сегодня это не просто желание администрации учреждения, это необходимое требование реализации программ дополнительного образования.  По сути, эта работа не является такой уж сложной, стоит только раз разработать мониторинговые карты и согласно им периодически проводить аттестацию воспитанников.

У нас есть примеры, которые прямо говорят о том, что педагог может успешно работать с бумагами по фиксации результата. Это относится, например, к педагогам, ведущим группы дошкольников. Практически на каждом занятии педагог отслеживает результативность едва ли не каждого ребенка, выставляет ему условную оценку в его индивидуальную тетрадь, а потом еще беседует с родителями об успехах ребенка и выполнении домашнего задания. Аналогичный пример – Иванова Е.А. Они постоянно (примерно раз в два-три месяца) контролируют успехи своих воспитанников, обязательно фиксируя их результаты в специальных тетрадях. Поэтому можно сделать вывод: дело не в невозможности педагогов отражать на бумаге результаты аттестации, а всего лишь в желании это делать.

 Педагог может разрабатывать и использовать свои формы для фиксации результатов воспитанников. Если он хочет довести результат до каждого ребенка, то это могут быть различные паспорта, портфолио, индивидуальные планы, индивидуальные карты, зачетные книжки, дневники самоконтроля, протоколы и таблицы классификационных соревнований, журналы, экран, педагогический дневник, родительский дневник,  и т.п., куда будут вписываться результаты аттестаций. Они удобны тем, что каждый ребенок видит свой рост. Но даже в таком случае настоятельно рекомендуется все результаты сводить в какую-нибудь общую ведомость, которая в любом случае остается у педагога: ведь все вышеперечисленные аттестационные документы дети могут забрать домой. И как тогда, по истечении нескольких лет, восстановить итоги аттестации? Если же педагог ограничивается как раз таким одним сводным документом, то перед ним встает задача сделать его простым и удобным в использовании, чтобы не мучиться каждый раз, внося необходимые данные.  

Напоследок хочется еще раз подчеркнуть, что фиксация результатов аттестации крайне необходима, как бы тяжела она не была для педагогов. На сегодняшний день такие ведомости и протоколы широко используются как доказательство качественной работы педагога при прохождении им процедуры аттестации.

6. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ И ЧТО ДЕЛАТЬ С РЕЗУЛЬТАТАМИ АТТЕСТАЦИИ?

Обобщение ведущего.

Полученные результаты аттестации необходимы для выполнения двух важных действий: во-первых, для перевода учащихся на следующий год (этап) обучения или оставление их для повторного прохождения данного учебного материала, и, во-вторых, для тщательного анализа самим педагогом, по результатам которого либо в процесс обучения вносятся коррективы (если результаты аттестации отрицательные), либо принимается решение никаких изменений не вносить (если результаты аттестации положительные) и продолжать работу в том же успешном ключе. 

Перевод учащихся на следующий год обучения возможен, если они показали достаточный уровень знаний, умений и навыков, то есть освоили программу в необходимой мере. Тем, кто не смог сделать этого, педагог может порекомендовать пройти повторное обучение. Это - первый итог подведения результатов аттестации.

Не будет преувеличением сказать, что любые результаты имеют смысл только в том случае, если по ним, после соответствующей обработки, принимаются какие-то решения. Вне зависимости от того, какие результаты показали воспитанники объединения - высокие или низкие, - педагог должен подвергнуть их анализу. Можно предложить педагогам следующие направления анализа и параметры подведения итогов результатов аттестации:

№ п/п

Направления анализа результатов аттестации учащихся

Параметры подведения итогов

1

Уровень теоретической подготовки воспитанников в конкретной образовательной области; степень сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности

Уровень знаний, умений, навыков учащихся

2

Полнота выполнения образовательной программы детского объединения

Количество воспитанников, полностью освоивших образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени

3

Выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы

Перечень основных причин невыполнения детьми образовательной программы; 
перечень факторов, способствующих успешному освоению образовательной программы

Конечно, педагог может ввести свои собственные направления анализа, например, качество изучения какой-либо темы или успешность выступления на концерте, представлении и т.п. Важно, чтобы результаты аттестации не оставались бы без внимания, и, в случае необходимости, по ним оперативно бы принимались нужные решения.

7. КАК ЛУЧШЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ?

Обобщение ведущего.

Когда педагог определился с выбором периодичности проведения аттестации учащихся, форм ее проведения, форм оценки, продумал, где он будет отражать результаты аттестации, наметил направления их анализа, то перед ним неизбежно встает вопрос: "Как организовать проведение самой аттестации?".

Эта деятельность связана в первую очередь с разработкой необходимых для аттестации документов.

 Необходимо сделать следующее:

1.    Педагог разрабатывает свое Положение об аттестации учащихся, которое регламентирует этот процесс на уровне его объединения. То, что обязывает его сделать учреждение, он переносит из учрежденческого документа (если таковой имеется), остальное определяет сам.

Это Положение является приложением к его образовательной программе. Не забываем, что согласно новым требованиям к оформления дополнительных общеразвивающих программ информация об аттестации вносится непосредственно в образовательную программу в качестве отдельного раздела программы.

Стандартное Положение включает в себя следующие элементы:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

а.    Что такое аттестация;

б.    Цель аттестации (это, безусловно, отслеживание результативности обучения);
        в.     Задачи аттестации (здесь педагог определяет, что он будет проверять: теоретические знания, умения, навыки, воспитанность и т.д.);

г.    Принципы, на основании которых проводится аттестация (научность, адекватность возрасту и этапу обучения, открытость/закрытость результатов аттестации для детей и родителей и т.п.);

д.    Функции аттестации (учебные, воспитательные, развивающие и т.д.);

е.    Виды аттестации (предварительная, промежуточная, итоговая и т.д.);

II.    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АТТЕСТАЦИИ:

а.    Сколько раз в год проходит аттестация (как правило, определяется учреждением)

б.    В какие сроки проходит аттестация (сентябрь, декабрь, май и т.п.);
в.    Как проводится (аттестационная комиссия или самостоятельно);

г.    Формы проведения аттестации по каждому виду и году обучения (предварительная - беседа, промежуточная - зачет, итоговая - экзамен и т.д.);

д.    Формы оценки по каждому виду аттестации и году обучения (балльная система, система уровней, рейтинг и т.д.);

е.    Критерии результативности обучения (как правило, их задает учреждение);

ж.    Форма фиксации результатов (протокол, журнал и т.п.);

з.    Что проводится по результатам аттестации (перевод на следующий уровень, оставление для повторного обучения и т.д.)

и.    Анализ итогов аттестации (количественные и качественные показатели).
 2.    Педагог составляет Программу аттестации, которая состоит из трех частей:
I.     По каждой теме образовательной программы, которая подлежит аттестации, педагог приводит перечень контрольных вопросов (если в учебном плане программы на эту тему отведены теоретические часы) и контрольных заданий (если отведены часы практики). Теперь он четко представляет себе, что именно он должен включить в аттестационный материал, то есть, что именно он должен проверить.
II.    На основании избранных им форм проведения аттестации педагог для каждого ее этапа делает соответствующую разработку. То есть, если, например, аттестация проходит в виде тестирования, то составляются тесты, если в форме открытого занятия, то делается разработка занятия, если в виде концерта или спектакля, то составляется сценарий их проведения и т.п. Естественно, что в разработку должен входить весь представленный к аттестации материал.

III.    Педагог определяет параметры и методику оценки результатов аттестации. Параметрами могут служить элементарные составляющие (теория и практика) и системные блоки (ритм, чтение с листа, выразительность, координация и т.д.). Методика оценки должна показывать, как выводится результат аттестации.

Аттестационная процедура может проходить в любой форме (мероприятие, занятие и т.п.), однако очень желательно разработать план ее проведения. Если это занятие, то необходим как можно более подробный конспект, где будет обозначена последовательность выполнения заданий, их продолжительность, перерывы и т.д. Практика показывает, что наличие даже схематично написанного плана позволяет педагогу чувствовать себя увереннее. И наоборот, отсутствие такого плана заставляет педагога нервничать, сбиваться, допускать множество ошибок, что сильно сказывается на результатах аттестации.

8. КАК ЛУЧШЕ ОЦЕНИТЬ УРОВЕНЬ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА И ОБЪЕДИНЕНИЯ В ЦЕЛОМ?

Как проверить знания, умения и навыки, то есть уровень освоения образовательной программы воспитанником, так, чтобы результат был максимально беспристрастным и объективным? Предлагаю следующую методику, которая используется в некоторых учреждениях дополнительного образования.
Как известно, образовательная программа состоит из учебных тем. Сначала нам надо определить, насколько хорошо воспитанник усвоил каждую тему. Делается это так. Педагог определяет теоретические и практические требования к конкретной теме, например: правильно ответить на три вопроса и выполнить два задания, каждое из которых оценивается по двум параметрам. Таким образом, у нас всего семь оцениваемых параметров:

Оцениваемые параметры

1

1-й теоретический вопрос

2

2-й теоретический вопрос

3

3-й теоретический вопрос

4

1-е практическое задание: параметр А

5

1-е практическое задание: параметр В

6

2-е практическое задание: параметр А

7

2-е практическое задание: параметр В

 

Предположим, учащийся показал следующие результаты:

Оцениваемые параметры

Результаты учащегося

1

1-й теоретический вопрос

+ (правильно)

2

2-й теоретический вопрос

- (неправильно)

3

3-й теоретический вопрос

+ (правильно)

4

1-е практическое задание: параметр А

+ (правильно)

5

1-е практическое задание: параметр В

- (неправильно)

6

2-е практическое задание: параметр А

- (неправильно)

7

2-е практическое задание: параметр В

+ (правильно)

 

Итак, учащийся из семи параметров освоил четыре. Делим это число на общее количество заданий по теме и умножаем на 100%: (4:7)х100%=60%. Таким образом, данную тему воспитанник усвоил на 60%, что соответствует среднему уровню.

Предположим, в образовательной программе всего три темы, которые учащийся усвоил, соответственно на 100%, 80% и 60%. Складываем эти значения и делим на количество тем в программе: (100%+80%+60%):3=80%. Получается, что учащийся усвоил программу на 80% - это высокий уровень.
Как определить общий уровень объединения в целом?  "Положение об аттестации воспитанников" ДЮЦ "Виктория" предлагает педагогам два количественно-качественных параметра: во-первых, сколько учащихся имеют высокий, средний и низкий уровень знаний, и, во-вторых, степень выполнения учащимися образовательной программы (сколько детей - полностью, сколько - в необходимой степени; все это легко перевести в проценты). 
Говорить о полном, то есть 100% усвоении образовательной программы мы можем,  если только учащийся имеет высокий уровень обучения (согласно "Положению об аттестации воспитанников" ДЮЦ "Виктория", высокий уровень - это усвоение более 70% содержания программы). Поэтому количество учащихся, полностью освоивших образовательную программу, соответствует количеству учащихся, имеющих высокий уровень. Остальные воспитанники, то есть имеющие средний и низкий уровень, будут относиться к группе, освоивших программу в необходимой степени.
Если большинство учащихся полностью освоило программу, то есть имеют высокий уровень знаний, значит, общий уровень объединения хороший. 
Также о хорошем уровне объединения говорит количество воспитанников, имеющих высокий и средний уровень по отношению к общей численности. Если большинство воспитанников имеет высокий и средний уровень, то объединение работает хорошо. Здесь можно предложить формулу качества, которая используется в школьном образовании: сложить количество воспитанников, имеющих высокий и средний уровень, разделить это число на общее количество учащихся в объединении и умножить результат на 100%. Получившийся процентный результат и будет отражать качество обучения. Приведем пример. В детском объединении 20 воспитанников: 8 имеют  высокий уровень, 11 - средний и 1 - низкий. Тогда ((8+11):20)х100%=95%. Таков показатель качества обучения. 

Выводы и предложения.

Подведение итогов по принципу упражнения «Багаж знаний» либо «Круги»

Упражнение «Багаж знаний».

Предлагаю представить ситуацию, что все мы разъезжаемся по домам после серьёзной плодотворной встречи и собираем багаж. Но не просто багаж, а багаж со знаниями. Понятно, что всё в багаж не войдет и с собой мы должны взять всё самое нужное, что не нужно – оставляем на месте.

Итак, каждый участник педсовета должен сказать, что он возьмёт с собой, а что оставит, после нашего педсовета.

Упражнение «Круги»

Условно чертим по центру три круга:

- Большой круг,

- Средний круг,

- Маленький круг.

Каждый участник, двигаясь по большому кругу, должен сказать, что, после нашей встречи, он мог рассказать об аттестации обучающихся своим коллегам, педагогам дополнительного образования.

По среднему кругу – рассказать по итогам встречи своим родным и близким.

По малому кругу – самому себе.

Просмотреть скачать: Приложение 1, 2, 3  (Проверка воспитанности учащихся, Протокол результатов аттестации воспитанников, Примерная форма протокола для фиксации результатов аттестации учащихся детского объединения)

Автор-разработчик: 
педагог дополнительного образования 
Цытцер Светлана Владимировна


Внимание! Разрешается полная или частичная перепечатка данного материала только для некоммерческого использования на сайтах, форумах и блогах в сети интернет.При перепечатке обязательно указание прямой, доступной для индексирования гиперссылки на источник материала (http://kogddt.3dn.ru или http://kogddt.blogspot.com/) , указание автора . Публикация в СМИ (в т.ч. сетевых), распространение в печатной форме, на цифровых носителях, в составе сборников статей, электронных книг и т.п. в т.ч. на некоммерческих основаниях без письменного согласия правообладателя запрещены! 
Пожалуйста, не тратьте понапрасну время, своё и наше. Мы регулярно проверяем индекс поисковых систем на наличие плагиата и при обнаружении боремся с ним.