Пояснительная записка
Данное занятие является одним из цикла занятий общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования по социальной адаптации детей старшего школьного возраста «Сознание», реализующейся в МБОУДО «Дом детского творчества» с. Кожевниково, Томской области.
В практической деятельности применить предлагаемую методическую разработку могут педагоги, занимающиеся профориентацией подростков. Основная педагогическая задача занятия – подвести молодых людей к осознанию значимости своевременного правильного выбора вида профессиональной деятельности.
Рассчитано оно на два академических часа (либо одна пара).
Возраст детей – 15-17 лет.
По виду занятие – обучающее общеразвивающее.
Необходимое оборудование и материалы: проектор, экран, ватман (доска), таблички: «Да», «Нет», «Не знаю» для деления кабинета по секторам.
Для занятия не требуется специального учебного кабинета. Важно, чтобы было достаточно места для свободного перемещения. Удобно будет, если учащиеся сядут, образуя полукруг и достаточно свободную площадку в центре (лицом к педагогу, доске и экрану).
Тема: Выбор профессии
Занятие №5
Тип занятия: изложение нового материала
Форма проведения: комбинированная (беседа, упражнения, самостоятельна работа, диспут, мозговой штурм, деловая игра)
Цель занятия: создать условия для осознанного осмысленного профессионального выбора учащихся.
Задачи:
- формировать представление учащихся о своевременном, грамотном подходе к выбору профессии,
- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы
- создать условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
Подготовительный этап (удобная рассадка, настрой на занятие). 5 минут.
Основной 40 минут
Подготовительный этап.
Выбор профессии – непростая задача, которую предстоит решить в один прекрасный момент каждому молодому человеку. И главное – дать верный ответ с первого раза! Конечно, всегда (или почти всегда) есть возможность круто изменить всю свою жизнь, но ведь так хочется не ошибиться, а как можно раньше найти своё призвание.
Я предлагаю вам порассуждать на эту тему.
Дискуссия по принципу упражнения «Джеффа»
Упражнение проводится для большой по количеству аудитории в два этапа:
первый – ответы на вопросы;
второй – анализ происходящего.
Класс разбит на 3 сектора: сектор «Да», «Нет», «Не знаю». В процессе обсуждения вопросов участники упражнения могут переходить из одного сектора в другой, высказывая тем самым своё отношение к проблеме.
Вопросы для обсуждения:
- Вы окончательно определились с выбором профессии?
- Главное в выборе профессии – это доход, которая она будет приносить в перспективе.
- Главное в выборе профессии – востребованность профессии в ближайшей перспективе на рынке труда.
- Основной мотив выбора будущей профессии – любовь к выбранному виду деятельности.
- Выбирая профессию, я исхожу из своих собственных возможностей и способностей (успешности в том или ином виде деятельности),
- Только я буду решать кем стану, никто не должен влиять на мой выбор.
- При выборе профессии я ориентируюсь на мнение своих родных, близких и даже друзей.
- Мне вообще всё равно где я буду учиться и кем стану, лишь бы что ни будь закончить и где ни будь работать.
- Профессию я выбираю на всю оставшуюся жизнь.
- Я считаю, что любой человек может освоить совершенно любую профессию было бы желание.
Анализ дискуссии и вывод: Я надеюсь, это упражнение помогло вам ещё раз задуматься о мотивации выбора профессии.
Для того, чтобы «выстрел» был не вхолостую, важно совместить несколько факторов:
первое — профессию нужно любить,
(Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни (Конфуций)
второе — она должна быть востребована обществом и быть нужна миру.
(По итогам 2015 года только 62% выпускников Томских Вузов устраиваются по специальности, а по России и того меньше – 50%)
Кто-то считает второй пункт самым важным, но мы всё же оставим его на втором месте, или нет — даже на третьем, потому что для того, чтобы состояться в профессии мало одного желания, нужно иметь к ней склонность и обладать необходимыми чертами характера и темпераментом, к тому же у некоторых профессий есть серьёзные требования к здоровью. Иногда они предательски мешают осуществиться самой смелой и долгожданной мечте.
Итак, соблюдаем баланс: дело нашей жизни должно приносить радость и удовольствие, должна быть природная склонность к нему, ну и немаловажно, чтобы оно было нужно обществу.
Вот как раз с этой целью мы заглянем в недалёкое будущее и поймём, как выбрать «правильную» профессию, где мы можем допустить ошибку при выборе профессии, какие профессии будут востребованы в ближайшие годы, и какими качествами нужно обладать, чтобы заниматься той или иной профессией.
Усвоение новых знаний.
Мини лекция с элементами мозгового штурма на тему: Алгоритм выбора профессии. Возможные ошибки и главные акценты (с использованием слайдовой презентации)
Каждый ученик в процессе выбора профессии проходит несколько этапов. С той или иной полнотой эти этапы представлены в любом решении, принимаемом личностью.
Алгоритм выбора профессии:
1. Возникновение проблемы (необходимость принять решение: кем стать?).
2. Поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы.
3. Сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора.
4. Построение образа профессии.
5. Поиск вариантов решений, их оценка и выбор оптимального решения. В какое учебное заведение поступить, чтобы получить выбранную профессию.
Рассмотрим возможные ошибки, на каждом этапе, применительно к проблеме профессионального самоопределения.
1 этап.
Первая ошибка - это подмена проблемы, когда профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане, т.е. вместо решения проблемы выбора профессии решают проблему выбора учебного заведения.
Иногда установка на получение высшего образования так сильна, что ей в жертву приносятся и индивидуальные способности человека, его склонности, и реалистическая оценка ситуации.
Подобное явление может возникнуть не только при ориентации на высшее учебное заведение. Нередко в техникумы и колледжи приходят подростки, которые при выборе профессии руководствовались не своими интересами и индивидуальными особенностями, а, ориентируясь на мнение учащихся там товарищей, на сопутствующие выгоды (наличие дополнительных льгот, стипендии, лёгкостью поступления, малым сроком получения образования и т.д.).
Выбирая учебное заведение, они использовали профессиональное образование как средство решения иных своих проблем.
Вторая ошибка - несвоевременность выбора. Такая ситуация может возникнуть, когда проблема выбора профессии в требуемый момент времени как бы не встает перед учащимися.
Одной из причин сложившейся ситуации может быть слишком рано принятое решение о выборе профессии. Такое решение иногда бывает не вполне адекватным, когда в раннем возрасте формируется романтический образ профессии, часто отдаленный от реальности.
Иногда такой интерес усыпляет бдительность взрослых, создает иллюзию, что с выбором будущей профессии все благополучно. На самом же деле ожидания подростка значительно расходятся с реальностью, а его индивидуальные особенности являются неодолимым препятствием для получения выбранной профессии.
Таким образом, несвоевременно, слишком рано принятое решение, не поддержанное рациональными соображениями, может стать источником разочаровании и последующих сложностей адаптации в профессиональной сфере.
Третья ошибка - отсутствие у учащегося ощущения необходимости в выборе профессии, когда в силу семейных традиций или сложившихся у родителей ожиданий в отношении профессионального будущего ребенка к моменту выбора профессии ни у родителей, ни у подростков не существует проблем в этом вопросе.
Т.е. если в семье все экономисты, то и подростку автоматически предопределена эта профессия. Часто родители стараются воплотить в детях свои несбывшиеся мечты: «Я не стала врачом, хотя мечтала об этом всю жизнь, пусть дочка им будет». При этом совершенно не учитываются индивидуальные особенности ребенка.
2 этап.
По технологии «Мозговой штурм»
Кто может, и кто должен принимать решения в ситуации выбора профессии?
(ответы детей с обсуждением)
Сам человек, основываясь на самооценке своих желаний и способностей.
Родители, близкое окружение, основываясь на жизненном опыте, оценке способностей ребёнка.
Среди источников информации о сфере труда семья занимает очень важное место. Влияние ближайшего окружения на формирование мнения базируется на принципе, суть которого состоит в том, что информация, исходящая от представителя «своей» группы лиц, воспринимается более положительно. Естественно, что семья представляется авторитетным, близким по духу источником.
Учителя, кто как не они знают наши возможности в освоении того или иного предмета.
Друзья-товарищи, как правило подростки при выборе профессии с большим доверием относятся к сведениям, полученным от сверстников.
Распространенным является выбор профессии «за компанию», т.е. выпускники выбирают профессию по принципу дружбы. В этом случае, как правило, кого-то из них постигает разочарование, и после долгих поисков он вынужден менять первоначальный выбор.
Психолог-консультант, основываясь на результатах собеседования с ребёнком и тестировании.
Вывод: есть смысл послушать всех и самостоятельно принять решение, основываясь на своих предпочтениях, своих способностях, состоянии своего здоровья.
3 этап:
Профессию нужно хорошо изучить, необходимо знать всё про свой выбор:
1- какие способности и знания потребуются от нас
(Подсказка для ведущего. Если я плохо усваиваю математику, физику то нет смысла получать профессию экономиста, бухгалтера, продавца, механика, логиста, физика ядерщика, электрика, инженера, строителя, не стоит связывать жизнь и с информационными технологиями и т.п.
Если я далека от химии и биологии, то не стоит идти в фармацевты, медики, ветеринары, зоологи, экологи, в химическую промышленость, селекционеры.
Если мне тяжело общаться с людьми, то я не стану хорошим учителем, менеджером по продажам, адвокатом, следователем, социальным работником, врачом и т.п.)
2 - востребованность профессии на рынке труда, особенно в период кризиса, в период экономического роста или спада;
3 - учитывать свои притязания к выбранному роду деятельности
(Подсказки для ведущего: Если я ориентирована на хорошие заработки, то стоит выяснить, какие доходы может принести планируемая профессия,
- если я думаю о карьерном росте, то необходимо заранее выяснить предполагает ли моя профессия хороший карьерный рост (в педагоги с честолюбивыми взглядами не пойдёшь),
- если вы нацелены на создание крепкой большой семьи, то необходимо связывать свою жизнь с профессией, не требующей от вас большой занятости и длительных командировок (руководитель, дипломат, военный, дальнобойщик, журналист, работники шоу-бизнеса),
4 - кроме того, вы должны чётко представлять, где вы хотите жить после получения профессии:
(Подсказки для ведущего: если в небольшом селе, то нет смысла получать профессию логиста, юриста, переводчика-лингвиста (но при этом такая универсальная профессия как профессия веб-дизайнера или программиста может быть востребована везде, потому что человек может работать и дома (при наличии хорошего интернета),
- если вы будете жить в городе, какой смысл получать профессию механизатора или селекционера, пчеловода, зоотехника, если только в больших городах не начнут выращивать сады на крышах многоэтажек.)
5 - мы должны выяснить заранее каких затрат здоровья потребует от нас выбранная профессия
(Подсказки для ведущего: надо понимать, что во многих профессиях есть риски потерять здоровье: педагоги страдают ларингитом, хронической усталостью, врачи – аллергическим ринитом, астмой, есть риски заразиться инфекционными заболеваниями; у парикмахера - аллергический ринит, рибоконъюнктивит, бронхиальная астма, хронический бронхит, эмфизема лёгких, венозное расширение вен, у юристов – хроническая усталость, ОРВИ, инфекционный заболевания, есть не только риски заболеть, но и погибнуть, выполняя свой профессиональный долг у силовиков (военные, полицейские, работники МЧС и т.п.)
6 - и ещё один момент вы должны понимать, что есть такие понятия, как «профессия» — род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки., и «специальность» комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.
7 - и последний момент на данном этапе, это предубеждения в отношении престижности и непрестижности профессии.
В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что некоторые важные виды трудовой деятельности считаются непрестижными. Это необоснованный ложный взгляд. Как известно мода на все проходит, и та профессия, которая сегодня престижна, завтра может приобрести совершенно иной статус.
Первичная проверка понимания изученного.
Упражнение «Плюсы и минусы профессии»
Группу условно делю на две подгруппы.
Одной группе даю задание назвать «+», а другой команде назвать « - » предлагаемой профессии.
Список профессий:
«Повар»
«Следователь прокуратуры»
«Учитель начальных классов»
«Продавец-консультант» в большом супермаркете
«Воспитатель детского сада»
«Директор школы»
«Менеджер большого промышленного холдинга»
Профориентационная игра "Профессия - специальность"
Данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о многообразии профессионального труда.
Общая процедура следующая:
1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия — группа родственных специальностей (например, профессия—учитель, специальность — учитель физкультуры и т.п.).
2. Инструкция: “Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности”.
Профессия «врач», а специальности: Стоматолог, Зубной техник, Педиатр, Врач скорой помощи, Дерматовенеролог, Диетолог, Иммунолог, Инфекционист, Хирург, Кардиохирург, Нейрохирург, Логопед, Массажист, Невролог, Офтальмолог, Психолог, Психотерапевт.
Профессия «педагог», специальности: учитель математики, методист, педагог дополнительного образования, воспитатель, педагог-организатор и т.п.)
Профессия «юрист», специальность: Автоинспектор, Милиционер, Участковый, Следователь, Судья, Детектив, социальный работник, прокурор и т.п.
Профессия «Строитель», специальности: арматурщик, моляр, монтажник окон, замерщик, ПЕЧНИК, КРОВЕЛЬЩИК, столяр, прораб, мозаичник, крановщик, архитектор, каменщик, стропальщик)
Игра: «Человек-профессия»
Обучающиеся сидят по кругу, в центре листочки с различными профессиями.
1 часть: Педагог предлагает вытянуть листочек с профессией и отдать любому участнику, которому, по его мнению, эта профессия будет соответствовать (необходимо, чтобы каждый участник остался с «профессией).
2 часть: Обсуждение организуется следующим образом: насколько соответствует представление человека о себе в роли той профессии, которую ему дали, т.е. Согласен ли он с той профессией, с которой его ассоциируют окружающие. Почему решили, что данному человеку соответствует та или эта профессия.
3 часть: по принципу игры «Иерархия».
Я предлагаю построиться участников игры в шеренгу по принципу от самой престижной профессии (по мнению участников игры) до менее престижной.
Устраивается дискуссия:
-на основании чего вы решили , что данная профессия более престижная, чем …Что было основным критерием в принятии решения?
- все ли согласны с принятым сообща решением?
- за кем было решающее слово в расстановке приоритетов?
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Рефлексию проводим по принципу проведения «Ближний-дальний круг».
Чертим мелом три круга: в центре - маленький, далее - средний и большой.
Любой желающий, двигаясь по внешнему (большому) кругу должен сказать, чтобы он, после нашего занятия мог рассказать об услышанном своим (н-р) одноклассникам в школе.
Двигаясь по среднему кругу, чтобы он рассказал своим родным и близким.
Двигаясь по маленькому кругу, – какие выводы он сделал для себя лично.
Основные выводы занятия (подсказка для ведущего): При выборе специальности не стоит гнаться за модными новинками или мнимой престижностью. Понятие востребованности профессии весьма субъективно. Если сегодня работодатели активно открывают вакансии в поисках специалистов определенного профиля, это не означает, что завтра спрос будет таким же высоким. Яркий тому пример — юристы и финансисты. Трудно найти гуманитарный университет, который не выпускает специалистов данного направления. Из-за большого количества выпускников на рынке труда образовалось перенасыщение и огромная конкуренция. Сегодня представителям данной профессии найти работу без опыта крайне сложно.
Ориентируясь на материальную сторону профессии, часто не учитывается, что если данная профессия выбрана без учета личностных особенностей, то мало шансов стать квалифицированным специалистом, а значит, возникнут проблемы с трудоустройством.
Выбор профессии тогда удачен, когда работа доставляет человеку удовлетворение от деятельности. Это означает, что она соответствует физическим и духовным способностям человека, его психическим особенностям, состоянию здоровья, интересам, знаниям и умениям. Если же данные обстоятельства не учитываются, выбор профессии может стать неудачным. В таком случае каждодневная работа становится обременительной и нудной обязанностью, выполнение которой может неблагоприятно сказаться на духовном и физическом состоянии человека.
педагог дополнительного образования
Цытцер Светлана Владимировна
Внимание! Разрешается полная или частичная перепечатка данного материала только для некоммерческого использования на сайтах, форумах и блогах в сети интернет.При перепечатке обязательно указание прямой, доступной для индексирования гиперссылки на источник материала (http://kogddt.3dn.ru или http://kogddt.blogspot.com/) , указание автора . Публикация в СМИ (в т.ч. сетевых), распространение в печатной форме, на цифровых носителях, в составе сборников статей, электронных книг и т.п. в т.ч. на некоммерческих основаниях без письменного согласия правообладателя запрещены!
Пожалуйста, не тратьте понапрасну время, своё и наше. Мы регулярно проверяем индекс поисковых систем на наличие плагиата и при обнаружении боремся с ним.