Пояснительная записка

Данное занятие является одним из цикла занятий общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования по социальной адаптации детей старшего школьного возраста «Сознание», реализующейся в МБОУДО «Дом детского творчества» с. Кожевниково, Томской области.

 В практической деятельности применить предлагаемую методическую разработку могут педагоги, занимающиеся профориентацией подростков. Основная педагогическая задача занятия – подвести молодых людей к осознанию значимости своевременного правильного выбора вида профессиональной деятельности.

Рассчитано оно на два академических часа (либо одна пара).

Возраст детей – 15-17 лет.

По виду занятие – обучающее общеразвивающее.

Необходимое оборудование и материалы: проектор, экран, ватман (доска),  таблички: «Да», «Нет», «Не знаю»   для деления кабинета по секторам.

Для занятия не требуется специального учебного кабинета. Важно, чтобы было достаточно места для свободного перемещения. Удобно будет, если учащиеся сядут, образуя полукруг  и  достаточно свободную площадку в центре (лицом к педагогу, доске и экрану).

Тема: Выбор профессии

 Занятие №5

Тип занятия: изложение нового материала

Форма проведения: комбинированная (беседа, упражнения, самостоятельна работа, диспут, мозговой штурм, деловая игра)

Цель занятия: создать условия для осознанного осмысленного профессионального выбора учащихся.

Задачи:

- формировать представление учащихся о своевременном, грамотном подходе к выбору профессии,

- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы

- создать условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

Подготовительный этап (удобная рассадка, настрой на занятие). 5 минут.

Основной  40 минут

Подготовительный этап.

Выбор профессии – непростая задача, которую предстоит решить в один прекрасный момент каждому молодому человеку. И главное – дать верный ответ с первого раза! Конечно, всегда (или почти всегда) есть возможность круто изменить всю свою жизнь, но ведь так хочется не ошибиться, а как можно раньше найти своё призвание.

Я предлагаю вам порассуждать на эту тему.

Дискуссия по принципу упражнения «Джеффа»

Упражнение проводится для большой по количеству аудитории в два этапа:

первый – ответы на вопросы;

второй – анализ происходящего.

Класс разбит на 3 сектора: сектор «Да», «Нет», «Не знаю». В процессе обсуждения вопросов участники упражнения могут переходить из одного сектора в другой, высказывая тем самым своё отношение к проблеме.

 Вопросы для обсуждения:

  1. Вы окончательно определились с выбором профессии?
  2. Главное в выборе профессии – это доход, которая она будет приносить в перспективе.
  3. Главное в выборе профессии – востребованность профессии в ближайшей перспективе на рынке труда.
  4. Основной мотив выбора будущей профессии – любовь к выбранному виду деятельности.
  5. Выбирая профессию, я исхожу из своих собственных возможностей и способностей (успешности в том или ином виде деятельности),
  6. Только я буду решать кем стану, никто не должен влиять на мой выбор.
  7. При выборе профессии я ориентируюсь на мнение своих родных, близких и даже друзей.
  8. Мне вообще всё равно где я буду учиться и кем стану, лишь бы что ни будь закончить и где ни будь работать.
  9. Профессию я выбираю на всю оставшуюся жизнь.
  10.  Я считаю, что любой человек может освоить совершенно любую профессию было бы желание.

Анализ дискуссии и вывод: Я надеюсь, это упражнение помогло вам ещё раз задуматься  о мотивации выбора профессии.

Для того, чтобы «выстрел» был не вхолостую, важно совместить несколько факторов:

первое — профессию нужно любить,

(Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни (Конфуций)

 второе — она должна быть востребована обществом и быть нужна миру.

(По итогам 2015 года только 62% выпускников Томских Вузов устраиваются по специальности, а по России и того меньше – 50%)

Кто-то считает второй пункт самым важным, но мы всё же оставим его на втором месте, или нет — даже на третьем, потому что для того, чтобы состояться в профессии мало одного желания, нужно иметь к ней склонность и обладать необходимыми чертами характера и темпераментом, к тому же у некоторых профессий есть серьёзные требования к здоровью. Иногда они предательски мешают осуществиться самой смелой и долгожданной мечте.

Итак, соблюдаем баланс: дело нашей жизни должно приносить радость и удовольствие, должна быть природная склонность к нему, ну и немаловажно, чтобы оно было нужно обществу.

Вот как раз с этой целью мы заглянем в недалёкое будущее и поймём, как выбрать «правильную» профессию, где мы можем допустить ошибку при выборе профессии, какие профессии будут востребованы в ближайшие годы, и какими качествами нужно обладать, чтобы заниматься той или иной профессией.

Усвоение новых знаний.

Мини лекция с элементами мозгового штурма на тему: Алгоритм выбора профессии. Возможные ошибки и главные акценты (с использованием слайдовой презентации)

Каждый ученик в процессе выбора профессии проходит несколько этапов. С той или иной полнотой эти этапы представлены в любом решении, при­нимаемом личностью.

Алгоритм выбора профессии:

1. Возникновение проблемы (необходимость принять решение: кем стать?).

2. Поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставлен­ной проблемы.

3. Сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной си­туации выбора.

4. Построение образа профессии.

5. Поиск вариантов решений, их оценка и выбор оптимального решения. В какое учебное заведение поступить, чтобы получить выбранную профессию.  

Рассмотрим возможные ошибки, на каждом этапе, применительно к проблеме профессионального самоопределения.

1 этап.

 Первая ошибка - это подмена проблемы, когда профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане, т.е. вместо решения проблемы выбора профессии решают проблему выбора учебного заве­дения.

Иногда установка на получение высшего образования так сильна, что ей в жертву приносятся и индивидуальные способности человека, его склонности, и реалистическая оценка ситуации.

Подобное явление может возникнуть не только при ориентации на высшее учебное заведение. Нередко в техникумы и колледжи  приходят подростки, которые при выбо­ре профессии руководствовались не своими интересами и индивидуальными особенностями, а, ориентируясь на мнение учащихся там товарищей, на сопут­ствующие выгоды (наличие  дополнительных льгот, стипендии, лёгкостью поступления, малым сроком получения образования и т.д.).

Выбирая учебное заведение, они использовали профессиональное образование как средство решения иных своих проблем.

Вторая ошибка - несвоевременность выбора. Такая ситуация может возникнуть, когда проблема выбора профессии в требуемый момент времени как бы не встает перед учащимися.

Одной из причин сложившейся ситуации может быть слишком рано принятое решение о выборе профессии. Такое решение иногда бывает не впол­не адекватным, когда в раннем возрасте формируется романтический образ профессии, часто отдаленный от реальности.

Иногда такой интерес усыпляет бдительность взрослых, создает иллю­зию, что с выбором будущей профессии все благополучно. На самом же деле ожидания подростка значительно расходятся с реальностью, а его индивиду­альные особенности являются неодолимым препятствием для получения вы­бранной профессии.

Таким образом, несвоевременно, слишком рано принятое решение, не поддержанное рациональными соображениями, может стать источником раз­очаровании и последующих сложностей адаптации в профессиональной сфере.

Третья ошибка - отсутствие у учащегося ощущения необходимости в выборе профессии, когда в силу семейных традиций или сложившихся у роди­телей ожиданий в отношении профессионального будущего ребенка к моменту выбора профессии ни у родителей, ни у подростков не существует проблем в этом вопросе.

Т.е. если в семье все экономисты, то и подростку автоматически предопределена эта профессия. Часто родители стараются воплотить в детях свои не­сбывшиеся мечты: «Я не стала врачом, хотя мечтала об этом всю жизнь, пусть дочка им будет». При этом совершенно не учитываются индивидуальные осо­бенности ребенка.

2 этап.

По технологии «Мозговой штурм»

Кто может, и кто должен принимать решения в ситуации выбора про­фессии?

 (ответы детей с обсуждением)

Сам человек, основываясь на самооценке своих желаний и способностей.

Родители, близкое окружение, основываясь на жизненном опыте, оценке способностей ребёнка.

 Среди источников информации о сфере труда семья занимает очень важное место.  Влияние ближайшего окружения на формирование мнения базируется на принципе, суть которого состоит в том, что информация, исходящая от пред­ставителя «своей» группы лиц, воспринимается более положительно. Естест­венно, что семья представляется авторитетным, близким по духу источником.

Учителя, кто как не они знают наши возможности в освоении того или иного предмета.

Друзья-товарищи, как правило подростки при выборе профессии с большим доверием относятся к све­дениям, полученным от сверстников.

Распространенным является выбор профессии «за компанию», т.е. выпу­скники выбирают профессию по принципу дружбы. В этом случае, как правило, кого-то из них постигает разочарование, и после долгих поисков он вынужден менять первоначальный выбор.

Психолог-консультант, основываясь на результатах собеседования с ребёнком и тестировании.

Вывод: есть смысл послушать всех и самостоятельно принять решение, основываясь на своих предпочтениях, своих способностях, состоянии своего здоровья.

 3 этап:

Профессию нужно хорошо изучить, необходимо знать всё про свой выбор:

1- какие способности и знания потребуются от нас

(Подсказка для ведущего. Если я плохо усваиваю математику, физику то нет смысла получать профессию экономиста, бухгалтера, продавца, механика, логиста, физика ядерщика, электрика, инженера, строителя, не стоит связывать жизнь и с информационными технологиями и т.п.

Если я далека от химии и биологии, то не стоит идти в фармацевты, медики, ветеринары, зоологи, экологи, в химическую промышленость, селекционеры.

Если мне тяжело общаться с людьми, то я не стану хорошим учителем, менеджером по продажам, адвокатом, следователем, социальным работником, врачом и т.п.)

2 - востребованность профессии  на рынке труда, особенно в период кризиса, в период экономического роста или спада;

3 - учитывать свои притязания к выбранному роду деятельности

(Подсказки для ведущего: Если я ориентирована на хорошие заработки, то стоит выяснить, какие доходы может принести планируемая профессия,

- если я думаю о карьерном росте, то необходимо заранее выяснить предполагает ли моя профессия хороший карьерный рост (в педагоги с честолюбивыми взглядами не пойдёшь),

- если вы нацелены на создание крепкой большой семьи, то необходимо связывать свою жизнь с профессией, не требующей от вас большой занятости и длительных командировок (руководитель, дипломат, военный, дальнобойщик, журналист, работники шоу-бизнеса),

4 - кроме того, вы должны чётко представлять, где вы хотите жить после получения профессии:

(Подсказки для ведущего: если в небольшом селе, то нет смысла получать профессию логиста, юриста, переводчика-лингвиста (но при этом такая универсальная профессия как профессия веб-дизайнера или программиста может быть востребована везде, потому что человек может работать и дома (при наличии хорошего интернета),

- если вы будете жить в городе, какой смысл получать профессию механизатора или селекционера, пчеловода, зоотехника, если только в больших городах не начнут выращивать сады на крышах многоэтажек.)

 5 - мы должны выяснить заранее каких затрат здоровья потребует от нас выбранная профессия

(Подсказки для ведущего: надо понимать, что во многих профессиях есть риски потерять здоровье: педагоги страдают ларингитом, хронической усталостью, врачи – аллергическим ринитом, астмой, есть риски заразиться инфекционными заболеваниями; у парикмахера - аллергический ринит, рибоконъюнктивит, бронхиальная астма, хронический бронхит, эмфизема лёгких, венозное расширение вен,   у юристов – хроническая усталость, ОРВИ, инфекционный заболевания, есть не только риски заболеть, но и погибнуть, выполняя свой профессиональный долг у силовиков (военные, полицейские, работники МЧС и т.п.)

6 - и ещё один момент вы должны понимать, что  есть такие понятия, как «профессия»     — род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки., и «специальность» комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.

7  - и последний момент на данном этапе, это предубеждения в отношении престижности и непрестижности профессии.

В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что некоторые важные виды трудовой деятельности считают­ся непрестижными. Это необоснованный ложный взгляд. Как известно мода на все проходит, и та профессия, которая сегодня престижна, завтра может приоб­рести совершенно иной статус.

Первичная проверка понимания изученного.

Упражнение «Плюсы и минусы профессии»

Группу условно делю на две подгруппы.

Одной группе даю задание назвать «+», а другой команде назвать « - »  предлагаемой профессии.

Список профессий:

«Повар»

«Следователь прокуратуры»

«Учитель начальных классов»

«Продавец-консультант» в большом супермаркете

«Воспитатель детского сада»

«Директор школы»

«Менеджер большого промышленного холдинга»  

  Профориентационная игра "Профессия - специальность"

Данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специали­зация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о многообразии профессионального труда.

    Общая процедура следующая:

1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия — группа родствен­ных специальностей (например, профессия—учитель, специальность — учитель физкультуры и т.п.).

2. Инструкция: “Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности”.  

Профессия «врач», а специальности: Стоматолог, Зубной техник, Педиатр, Врач скорой помощи, Дерматовенеролог, Диетолог, Иммунолог, Инфекционист, Хирург, Кардиохирург, Нейрохирург, Логопед, Массажист, Невролог, Офтальмолог, Психолог, Психотерапевт.

Профессия «педагог», специальности: учитель математики, методист, педагог дополнительного образования, воспитатель, педагог-организатор и т.п.)

Профессия «юрист», специальность: Автоинспектор, Милиционер, Участковый, Следователь, Судья, Детектив, социальный работник, прокурор и т.п.

Профессия «Строитель», специальности: арматурщик, моляр, монтажник окон, замерщик, ПЕЧНИК, КРОВЕЛЬЩИК, столяр, прораб, мозаичник, крановщик, архитектор, каменщик, стропальщик)

Игра: «Человек-профессия»

Обучающиеся сидят по кругу, в центре листочки с различными профессиями.

1 часть: Педагог предлагает вытянуть листочек с профессией и отдать любому участнику, которому, по его мнению, эта профессия будет соответствовать (необходимо, чтобы каждый участник остался с «профессией).

2 часть:  Обсуждение организуется следующим образом: насколько соответствует представление человека о себе в роли той профессии, которую ему дали, т.е. Согласен ли он с той профессией, с которой его ассоциируют окружающие. Почему  решили, что данному человеку соответствует та или эта профессия.

3 часть: по принципу игры «Иерархия».

Я предлагаю построиться участников игры в шеренгу по принципу от самой престижной профессии (по мнению участников игры)  до менее престижной.

Устраивается дискуссия:

-на основании чего вы  решили , что данная профессия более престижная, чем …Что было основным критерием в принятии решения?

- все ли согласны с принятым сообща решением?

- за кем было решающее слово в расстановке приоритетов?

 Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Рефлексию проводим по принципу проведения «Ближний-дальний круг».

Чертим мелом три круга: в центре - маленький, далее -  средний и большой.

 Любой желающий, двигаясь по внешнему (большому) кругу должен сказать, чтобы он, после нашего занятия мог рассказать об услышанном своим (н-р) одноклассникам в школе.

Двигаясь по среднему кругу, чтобы он рассказал своим родным и близким.

Двигаясь по маленькому кругу, – какие выводы он сделал для себя лично.

Основные выводы занятия (подсказка для ведущего): При выборе специальности не стоит гнаться за модными новинками или мнимой престижностью. Понятие востребованности профессии весьма субъективно. Если сегодня работодатели активно открывают вакансии в поисках специалистов определенного профиля, это не означает, что завтра спрос будет таким же высоким. Яркий тому пример — юристы и финансисты. Трудно найти гуманитарный университет, который не выпускает специалистов данного направления. Из-за большого количества выпускников на рынке труда образовалось перенасыщение и огромная конкуренция. Сегодня представителям данной профессии найти работу без опыта крайне сложно.

Ориентируясь на материальную сторону профессии, часто не учитыва­ется, что если данная профессия выбрана без учета личностных особенностей, то мало шансов стать квалифицированным специалистом, а значит, возникнут проблемы с трудоустройством.

Выбор профессии тогда удачен, когда работа доставляет человеку удов­летворение от деятельности. Это означает, что она соответствует физическим и духовным способностям человека, его психическим особенностям, состоянию здоровья, интересам, знаниям и умениям. Если же данные обстоятельства не учитываются, выбор профессии может стать неудачным. В таком случае каж­додневная работа становится обременительной и нудной обязанностью, вы­полнение которой может неблагоприятно сказаться на духовном и физическом состоянии человека.

Автор-разработчик: 
педагог дополнительного образования
Цытцер Светлана Владимировна


Внимание! Разрешается полная или частичная перепечатка данного материала только для некоммерческого использования на сайтах, форумах и блогах в сети интернет.При перепечатке обязательно указание прямой, доступной для индексирования гиперссылки на источник материала (http://kogddt.3dn.ru или http://kogddt.blogspot.com/) , указание автора . Публикация в СМИ (в т.ч. сетевых), распространение в печатной форме, на цифровых носителях, в составе сборников статей, электронных книг и т.п. в т.ч. на некоммерческих основаниях без письменного согласия правообладателя запрещены! 
Пожалуйста, не тратьте понапрасну время, своё и наше. Мы регулярно проверяем индекс поисковых систем на наличие плагиата и при обнаружении боремся с ним.